Третий этап (III класс).
Задачи работы на данном этапе:
1. Усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: лексическом значении прилагательных, их изменениях по родам, числам и падежам, зависимости имени прилагательного в предложении от имени существительного.
2. Развитие умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи.
3. Формирование навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных в единственном и во множественном числе. Усовершенствование навыка правописания родовых окончаний.
Указанные задачи определяют содержание работы и ее направленность на развитие речи школьников. Новым для учащихся III класса является склонение прилагательных и правописание падежных окончаний. Этот вопрос занимает центральное место.
Основу для формирования навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных составляют следующие знания и умения: умение установить связь слов в предложении и найти то существительное, от которого зависит прилагательное (иначе говоря, умение выделить словосочетание), знание о том, что прилагательное употребляется в том же роде, числе и падеже, в котором употреблено имя существительное, знание окончаний падежей (например, -ым, -им в творительном падеже, -ом, -ем в предложном и т. д.), умение правильно поставить вопрос к имени прилагательному и сопоставить окончание имени прилагательного с окончанием в вопросе1.
|
|
Не менее важным является применение указанных знаний и оперирование умениями в определенной последовательности:
1. Ученик устанавливает связь слов, т. е. находит, с каким существительным связано прилагательное.
2. Определяет род, число, падеж существительного.
3. Опираясь на существительное, узнает число, род, падеж имени прилагательного.
4. Вспоминает окончание в этом падеже и пишет окончание.
На первом этапе работы над навыком учащимся целесообразно фиксировать ход своих рассуждений, т. е. писать в скобках подробно все о прилагательном (каким? Т. п., ед. ч.г ср. р. -им — Ранним утром мы вышли в поход).
Формирование навыка указанным путем предполагает хорошее знание окончаний. Поэтому обязательно составляется таблица падежных окончаний имен прилагательных, общая для класса, и каждым учеником для себя на листе. Таблица составляется постепенно по мере знакомства со склонением прилагательных.
Склонение прилагательных | ||
Ед. ч. | Мн. ч. | |
м. и ср. р. какой? | Ж. р. какая? | какие? |
И. -ой, -ый, -ий | -ая, -яя | -ые, -ие |
Р. какого? -ого, -его | какой? -ой, -ей | каких? -ых, -их |
Д. какому? -ому, -ему | какой? -ой, -ей | каким? -ым, -им |
В. какой? какого? -ой, -ый, -ий, -ого | какую? -ую, -юю | какие? каких? -ые, -ие, -ых, -их |
Т. каким? -ым, -им | какой? -ой, -ей | какими? -тми, -ими |
П. о каком? -ом, -ем | о какой? -ой, -ей | о каких? -ых, -их |
На первом этапе работы при выполнении упражнений учащимся можно разрешить пользоваться таблицей, которая выполняет роль справочника.
|
|
Правописание падежных окончаний отрабатывается по падежам.
Порядок изучения падежей определяется принципом сопоставления и противопостановления падежей в каком-либо отношении сходных (см. таблицу склонений).
Поскольку прилагательные мужского и среднего рода склоняются иначе чем прилагательные женского рода, они рассматриваются в отдельности.
Правописание окончаний именительного падежа отрабатывается во II классе, как начальная форма слова, поэтому в III классе сразу проводится сопоставление именительного и винительного падежей. Распознаются падежи прилагательных по падежу существительного, а последние, как известно, по члену предложения (подлежащее или второстепенный член). Особого внимания заслуживает родительный падеж. Написание окончаний -ого,-его противопоставляется произношению (-ова, -ева).
Прежде чем сопоставлять творительный и предложный падежи, следует специально остановиться на особенностях творительного падежа, так как учащиеся склонны уподоблять окончания имен прилагательных окончаниям имен существительных. Необходимо сопоставить окончания прилагательных и окончания существительных в творительном падеже.
Т. п. городом каким? Молодым
Полем каким? широким и т. п.
Кратко записывается:
Существительные м. и ср. р. 2-го скл. Т. п. -ом, -ем.
Прилагательные м. и ср. р. Т. п. каким? -ым, -им.
На основе теоретических положений проводятся упражнения с постепенно усложняющимися заданиями: а) изменить падежи слов, данных в скобках, например: Самолет летел над (Северный полюс); б) комментированное письмо и слуховые диктанты; в) составление предложений с данными учителем словосочетаниями и т. д.
Для распознавания творительного и предложного падежей важно противопоставить вопросы, предлоги, окончания. Предлог не относится к прилагательному, но стоит перед ним. Поэтому на предлог нужно обратить внимание, он поможет распознать падеж имени существительного:
Т. п. с, за, под, над, между каким домом? новым
П. п. о, в, на, при каком доме? новом
При изучении склонения имен прилагательных женского рода сравниваются окончания родительного, дательного, творительного и предложного падежей (какой? -ой, -ей). Вывод об одинаковом окончании учащиеся могут сделать самостоятельно, если предложить им с помощью указанной выше таблицы просклонять имена прилагательные (например: веселая ранняя песенка). Важным условием формирования навыка правописания окончаний является упражнение в употреблении прилагательных в речи.
Итак, усвоение прилагательных основано на активном изучении взаимосвязи данной части речи с именами существительными со стороны лексики, грамматики, орфографии.