• третий момент самый продолжительный: положительный герои и злодеи по
стоянно сражаются, затем герой получает волшебное средство и с его помо
щью — когда успешно, а когда не очень — продолжает бороться со злодеями
и их помощниками;
• четвертый момент — новое счастье: равновесие снова торжествует, потому
что чудище обезглавлено, яблоко возвращено, а царская дочь счастливо вы
дана замуж.
Саспенс
Это понятие происходит от латинского suspensus и означает «состояние тревоги» в ожидании каких-то результатов, сопровождаемое опасениями и возбужденностью.
В английском языке этот термин широко употребляется при описании бытовых и жизненных ситуаций; в русском — в кинематографе и изредка — в литературе. Этим словом обозначают художественный эффект, особое продолжительное тревожное состояние зрителя при просмотре кинофильма; а также набор художественных приемов, который используют для погружения зрителя в это состояние.
Использование саспенса в кинематографе обычно связывают с именем Альфреда Хичкока — мастера саспенса. Хичкок искусно создавал в своих фильмах атмосферу тревожной неопределенности, напряженного ожидания, боязни неизвестного, предчувствия чего-то ужасного. Позже этот прием получил широкое распространение и в Голливуде, и в кинематографах других стран. Один из самых ярких примеров применения саспенса — фильм ужасов «Хеллоуин» (США) режиссера Джона Карпентера. Ему удалось воссоздать эффект саспенса, возможно, даже лучше, чем самому Хичкоку.
|
|
В экшене саспенс — самая интенсивная и напряженная часть драматической ситуации. По мнению Хичкока, саспенс — это самое мощное средство представления драматической ситуации, которое только возможно.
Саспенс означает, что мы нагнетаем обстановку, насколько это возможно: герой на исходе сил, измученный и окровавленный; красотка взята в плен и соответственно находится в трудной ситуации; магические орудия не действуют; нет никаких помощников, злодеи торжествуют и т. д.
Мы напрягаем (накаляем) действие различными способами, в том числе и временными. Время действия тянется гораздо дольше, чем объективное время. Например, реальная лестница, на которой снимали фильм «Броненосец Потемкин», в 10-12 раз короче той, что показана в фильме. Эйзенштейн «удлинил» ее, и таким образом время трагедии, когда царские кровопийцы избивают несчастных людей, тоже «удлинилось».