«Л овушка», т.е. все те когнитивные образования, которые создают необоснованную невротическую тревогу. У нормально функционирующего человека имеется рациональная система оценочных когниции, которая представляет собой систему гибких связей между дескриптивными и оценочными когнициями. Она носит вероятностный характер, выражает скорее пожелание, предпочтение определенного развития событий, поэтому приводит к умеренным эмоциям, хотя иногда они и могут носить интенсивный характер, однако не захватывают индивида надолго и поэтому не блокируют его деятельность, не препятствуют достижению целей (хотелось бы, желательно, возможно).
Система иррациональных установок приводит к психологическим проблемам.
Иррациональные установки однозначны, не гибки и не адаптивны (должен, надо, плохо, хорошо).
Эллис разработал своеобразный «кодекс невротика», т.е. комплекс ошибочных суждений, стремление к выполнению которого ведет к психологическим проблемам:
1.Все вокруг должны любить и уважать меня.
|
|
2. Каждый должен быть компетентным во всех областях знаний.
3. Большинство людей подлые, испорченные и достойны презрения.
4. Если я не буду волноваться по поводу серьёзного дела, то случится провал.
5. Человеческие несчастья обусловлены внешними силами, и у людей мало возможности их контролировать.
6. Если существует опасность, то не следует ее преодолевать.
7. Я должен избегать трудных и конфликтных переживаний – тогда моя жизнь наладится.
8. В этом мире слабый всегда зависит от сильного.
9. Прошлая история человека должна влиять на его непосредственное поведение «сейчас».
10. Не следует беспокоиться о чужих проблемах.
А. Эллис предложил свою структуру личности, названную им по первым буквам латинского алфавита «АВС-теория»: А — активирующее событие; В — мнение клиента о событии; С— эмоциональные или поведенческие последствия события; D— последующая реакция на событие в результате мыслительной переработки; -Е- завершающее ценностное умозаключение (конструктивное или деструктивное).
Анализ поведения клиента или самоанализ осуществляется по схеме «событие — восприятие события — реакция — обдумывание — вывод». Эта концептуальная схема нашла широкое применение в практической коррекционной психологии, поскольку позволяет самому клиенту в форме дневниковых записей вести эффективное самонаблюдение и самоанализ.
Цели коррекции. Главная цель — оказание помощи в пересмотре системы убеждений, норм и представлений. Частная цель — освобождение от идеи самообвинения.
Кроме того, А. Эллис сформулировал ряд желаемых качеств, которые необходимо сформировать у клиента в процессе психокоррекционной работы: социальный интерес, интерес к себе, самоуправление, терпимость, гибкость, принятие неопределенности, научное мышление, само-принятие, способность к риску, реализм.
|
|
Позиция психолога. Позиция психолога, директивна. Он разъясняет, убеждает, опровергает ошибочные суждения, указывая на их неточность, произвольность и т.д. Он апеллирует к науке, к способности мыслить и, по выражению Эллиса, не занимается отпущением грехов, после которого клиент может быть и чувствует себя легче, но неизвестно, легче ли ему на самом деле.
Требования и ожидания от клиента. Клиенту отводится роль ученика, и соответственно его успех трактуется в зависимости от мотивации и идентификации с ролью учащегося.
Предполагается, что клиент проходит три уровня инсайта:
1.Поверхностный — осознание проблемы.
2. Углубленный — распознавание собственных интерпретаций.
3. Глубинный — на уровне мотивации к изменению.
В целом же психологические предпосылки РЭТ следующие:
— признание личной ответственности клиента за свои проблемы;
— принятие идеи, что имеется возможность решительно повлиять на эти проблемы;
— признание того, что эмоциональные проблемы клиента проистекают из его иррациональных представлений о себе и о мире;
— обнаружение (осознавание) клиентом у себя этих представлений;
— признание клиентом полезности серьезного обсуждения этих представлений;
— согласие прилагать усилия к конфронтации со своими
алогичными суждениями;
— согласие клиента на использование РЭТ.
Первый этап — кларификация, прояснение параметров события (А), в том числе параметров, наиболее эмоционально затронувших клиента, вызвавших у него неадекватные реакции.
На этом этапе происходит личностная оценка события. Кларификация позволяет клиенту дифференцировать события, которые могут быть и которые не могут быть изменены.
Цель этапа - осознание системы оценочных когниций, затрудняющих разрешение этого конфликта, перестройка этой системы и только после этого — принятие решения об изменении ситуации.
Второй этап — идентификация эмоциональных и поведенческих последствий воспринятого события. Цель этого этапа — выявление всего диапазона эмоциональных реакций на событие (рациональные и иррациональные).
Выявлению иррациональных установок помогает анализ используемых клиентом слов. Обычно с иррациональными установками связаны слова, отражающие крайнюю степень эмоциональной вовлеченности клиента (кошмарно, ужасно потрясающе, невыносимо и др.), имеющие характер обязательного предписания (необходимо, надо, должен, обязан и др.), а также глобальных оценок лица объекта или события.
А. Эллис выделил четыре наиболее распространенные группы иррациональных установок, создающих проблемы:
1.Катастрофические установки.
2. Установки обязательного долженствования.
3. Установки обязательной реализации своих потребностей.
4. Глобальные оценочные установки.
Цель этапа достигнута, когда в проблемной области выявлены иррациональные установки (их может быть несколько), показан характер связей между ними, делающей понятной многокомпонентную реакцию индивида в проблемной ситуации.
Необходимо также выявление рациональных установок клиента, поскольку они составляют позитивную часть отношения, которая может быть расширена в последующем.
Третий этап — реконструкция иррациональных установок.
Цель – перестройка иррациональных стереотипов.
К реконструкции следует приступать, когда клиент легко идентифицирует иррациональные установки в проблемной ситуации. Она может протекать: 1) на когнитивном уровне, 2) уровне воображения, 3) уровне поведения — прямого действия.
|
|
Реконструкция на когнитивном уровне включает доказательство клиентом истинности установки, необходимости ее сохранения в данной ситуации. В процессе такого рода доказательств клиент еще более отчетливо видит негативные последствия сохранения данной установки. Применение вспомогательного моделирования (как бы другие решали эту проблему, какие установки они имели бы при этом) позволяет сформировать на когнитивном уровне новые рациональные установки.
При реконструкции на уровне воображения используется как негативное, так и позитивное воображение. Клиента просят мысленно погрузиться в психотравмирующую ситуацию. При негативном воображении он должен максимально полно испытать прежнюю эмоцию, а затем попытаться уменьшить ее уровень и осознать, за счет каких новых установок ему удалось достичь этого. Такое погружение в психотравмирующую ситуацию неоднократно повторяется. Тренировка может считаться эффективно завершенной, если клиент уменьшил интенсивность испытываемых эмоций с помощью нескольких вариантов установок. При позитивном воображении клиент сразу представляет проблемную ситуацию с позитивно окрашенной эмоцией.
Реконструкция с помощью прямого действия является подтверждением успешности модификаций установок, проведенных на когнитивном уровне и в воображении. Прямые действия реализуются по типу методик наводнения, парадоксальной интенции, техники моделирования.
Четвертый этап — закрепление адаптивного поведения с помощью домашних заданий, выполняемых клиентом самостоятельно. Они также могут проводиться на когнитивном уровне, в воображении или на уровне прямых действий.
РЭТ прежде всего показана клиентам, способным к интроспекции, рефлексии, анализу своих мыслей.