(февраль)
В конце октября завершается первая часть коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей группы детского сада. В феврале психолог приступает ко второй части развивающего курса. В основе обучения во втором полугодии — методика сказкотерапии.
Для проведения занятий психологу необходимо подготовить:
- кабинет — превратить его в «Сказочную страну» (повесить на стену панно со сказочным сюжетом, накрыть стол и действующие игрушки легкой блестящей тканью, расставить детские стульчики по кругу и т.п.);
- сказочный костюм (плащ или накидку);
- сказочные атрибуты (волшебную палочку, волшебный посох, блестящий клубок, ковер-самолет или другие предметы в зависимости от сценария занятия);
- «Волшебный туннель» (два обруча или дуги, с натянутой на них темной тканью); «волшебный цветок» (светильник в виде цветов из стекловолокна) или «Волшебный камень» (большой красивый кристалл) — для входа и выхода из Сказочной страны.
Примечание. По окончании занятия дети должны «выйти из Сказочной страны» тем же способом, каким «вошли».
|
|
Цель занятий:
1. Развитие внимания и восприятия.
2. Совершенствование навыков монологической и диалогической речи.
3. Развитие мимики и пантомимики.
4. Развитие фантазии и воображения.
5. Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.
6. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.
7. Формирование эмоционально-волевой сферы и этических представлений.
Диагностические моменты:
• характеристика речевых особенностей (словарного запаса, грамматического строя, дикции, интонационной выразительности);
• наблюдение за детьми при инсценировке сказок (активность, эмоциональность, чувственность, выразительность мимики и движений);
• определение характера творческого взаимодействия детей в процессе занятия;
• оценка эмоциональной сферы каждого ребенка.
Занятие 1
Оборудование:
«Волшебный туннель» — два обруча с натянутой на них тканью;
текст сказки Ш. Перро «Красная Шапочка»;
куклы — персонажи сказки «Красная Шапочка».
Ход занятия
Приветствие. Вход в «Сказочную страну» через «Волшебный туннель».
Дети садятся на стульчики, расставленные по кругу.
Психолог рассказывает сказку «Красная Шапочка», используя прием сказкотерапии: замену героев и хода событий:
«Жила-была Желтая Шапочка…
Психолог делает паузу — ждет, когда дети исправят ошибку: «Не Желтая Шапочка, а Красная Шапочка».
«Собралась она и пошла к папе в другую деревню... Идет Желтая Шапочка по лесу, а навстречу ей Медведь...
|
|
— Здравствуй, Желтая Шапочка, куда ты идешь?» — спрашивает Медведь...
— Иду к сестричке, она меня ждет, — отвечает девочка...
— А сколько лет твоей сестричке?
— Пять лет, — говорит Желтая Шапочка.
— А далеко ли живет твоя сестричка?» — спрашивает Медведь...
— Она живет в пятиэтажном доме, в квартире 32, — отвечает Желтая Шапочка...»
И т. д.
Психолог предлагает детям инсценировать «правильный» вариант сказки «Красная Шапочка» с помощью кукол. Роли распределяются по желанию детей.
Психолог просит детей сложить кукол, сесть на стульчики и послушать сюжет мультфильма «А просто так».
«Маленький песик гулял по лесу. Вдруг он увидел, что навстречу ему идет лисенок с огромным букетом цветов. Лисенок, напевая песенку, подошел к песику и подарил ему букет. Удивился песик и спросил лисенка:
— А за что?
— Да просто так, — ответил лисенок и побежал дальше. Постоял песик, посмотрел на букет и запел веселую песенку.
Он был очень рад».
Ребята, вам, конечно, знакомо чувство радости. Верно? Давайте закончим предложение. «Чувство радости — это когда...»
Дети по очереди заканчивают предложение и высказываются столько раз, сколько захотят. Психолог может воспользоваться диктофоном, чтобы записать высказывания детей для последующей диагностики.
Психолог подводит итог занятия: «Наше занятие заканчивается. Вы сегодня узнали и увидели много интересного. Расскажите, что вам запомнилось больше всего, чему вы научились, что можно взять с собой в следующую сказку».
Прощание. Выход из «Сказочной страны» через «Волшебный туннель».