Введение
Проблема исследования состоит в том, что, с одной стороны, развитию личности ребенка в любом ДОУ (дошкольном образовательном учреждении) уделяется очень много внимания, но с другой – содействие такому развитию проводится, чаще всего, не в ясельных группах, а в более старших группах ДОУ. «Современные ясельные группы открывают свои двери для малышей от года до трех лет – именно в этом возрасте развиваются внимание и память ребенка, малыш учится правилам поведения. Развитию детей в яслях должно уделяться особое внимание».[9] В процессе социализации, которая начинается у ребёнка именно с одного года, «заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации в обществе и степенью обособления его в обществе, другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления».[8] Поэтому воспитатели ДОУ должны организовывать процессы развития личности ребенка ещё в ясельных группах. Но на практике это наблюдается далеко не всегда, и внимание к процессам развития ребёнка зачастую начинают проявлять немного позже (в основном, с четырёхлетнего возраста). Актуальность нашего исследования объясняется этим противоречием.
|
|
Объектом нашей контрольной будет развитие личности ребёнка.
Предметом нашей контрольной будет ясельная группа как социальный институт развития личности ребёнка.
Целью контрольной будет рассмотрение и описание ясельной группы одного из ДОУ как социального института развития личности ребёнка.
Задачами нашей контрольной будут следующие задачи: описать структуру и основную деятельность МБДОУ «Тёшинский детский сад» как одного из учреждений, содействующих процессу развития личности ребёнка; изучить основные проблемы развития личности ребёнка в ясельной группе и методы их решения в названном МБДОУ; рассмотреть сопровождение социализации детей как инструмент содействия развитию личности ребёнка в ясельной группе (на примере МБДОУ «Тёшинский детский сад»).
Структура и основная деятельность МБДОУ «Тёшинский детский сад» как одного из учреждений, содействующих процессу развития личности ребёнка
МБДОУ (муниципальное бюджетное дошкольное образовательное уч-реждение) «Тёшинский детский сад» находится по адресу: Нижегородская область, Навашинский район, рабочий посёлок Теша, улица Кооперативная, дом № 29.
«В детском саду функционирует 3 группы: ясельная (с 1 года до 3 лет), средняя (с 3 лет до 5 лет), старшая (с 5 лет до 7 лет). Каждая группа имеет помещения: игровая, спальня, приёмная, буфетная, туалетная и оснащена всем необходимым оборудованием. Имеется музыкально-физкультурный зал, приобретено оборудование: телевизор, DVD, музыкальный центр. Отдельно оформлена «русская изба», где хранятся материалы русского быта. Дети с большим удовольствием проводят там различные развлечения, посиделки. Также в детском саду имеется пищеблок.
|
|
На участке детского сада расположены групповые площадки, которые полностью оборудованы. Также имеется физкультурная площадка. На ней находится различное оборудование: скамейки, щит для метания мячей, баскетбольный щит, яма для прыжков в длину».[6]
В МБДОУ «Тёшинский детский сад» ведётся психолого-педагоги-ческая деятельность по отношению к воспитанникам. Наиболее яркие формы её проявления – обучение детей (особый акцент делается на обучении чтению и изобразительной деятельности), чтение им вслух, что, конечно же, содействует процессу развития личности ребёнка.
Следующий основной аспект деятельности МБДОУ «Тёшинский детский сад» - обучение детей изобразительной деятельности (рисованию).
«Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.
Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.
Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т. д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному.
Занимаясь рисованием, дети знакомятся с материалами (бумага, краски, карандаши, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.
Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования. Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия».[6]
Таким образом, изобразительная деятельность «содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали».[6]
Основная деятельность МБДОУ «Тёшинский детский сад» по отношению к детям заключается, кроме того, в играх и беседах воспитателей с детьми. Иногда эти две формы работы объединяются, как, например, при беседе «Я люблю свою маму и не огорчаю её», проводимой в ясельных группах этого МБДОУ.
|
|
«Цель этой беседы: дать представления о значимости матери для каждого человека; помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матери работа по дому: указать на необходимостъ помощи мамам. Воспитывать заботливое отношение к ним.
Задачи:
1. уметь поддерживать беседу, выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при чтении стихотворения о маме.
2. воспеть образ мамы – самого близкого и дорого человека через художественную литератору.
3. воспитывать желание помогать мамам, взрослым. Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.
Малышам рассказывают, что когда рождается человек, он всегда находится рядом с мамой. Мама – самый близкий, родной человек. Проходит некоторые время малыш подрастает и произносит слова. Первое слово - «Мама». Во многих странах отмечается «День матери». Люди поздравляют своих мам. Мама — это самый родной, самый любимый, самый добрый, самый ласковый человек для каждого ребенка. Мама всегда поможет советом. У мамы самое верное, чуткое сердце.
Малышей просят рассказать о своих мамах, а потом загадывают загадки. Например: «Кто вас детки крепко любит? Кто вас детки приголубит? Не смыкая ночью глаз, все заботится о вас? Всё она родная - (мама дорогая)!».
Воспитатели читают детям стихи о маме».[6]
В Тёшинском детском саду, как и в любом другом, «день малышей расписан по минутам, а детские развлечения направлены на обучение и общее развитие. Лепка и рисование,танцы,физкультура и даже музыка – это далеко не весь перечень предметов общей развивающей программы для маленьких детей.
Главное правило развивающих игр по «взрослым» правилам – они должны быть интересны ребенку. Непринужденная обстановка и неподдельный интерес взрослого облегчают обучение и развитие малыша. Значительная часть занятий уделяется развитию сенсорных способностей, ребенок учится определять цвет, форму и размеры окружающих его предметов. Эти знания используются в дальнейших занятиях.
|
|
Еще одна важная составляющая занятий – кроха учится объединять предметы по отдельным их свойствам. Такие упражнения развивают не только умственные способности, но и мелкую моторику малыша. Аналогичные цели преследует и популярная в яслях игра с мозаикой – дети вкладывают и вынимают предметы, развивая движения рук.
Прежде чем приступить к занятиям, опытный воспитатель должен помочь отстающим детям подтянуться до общего уровня. Если ребенок не держал в руке карандаш, задача воспитателя обучить его базовым навыкам пользования фломастером или ручкой. Только после этого малыша можно учить пользоваться гуашью, на уроках рисования дети учатся выводить вертикальные и горизонтальные линии, рисуют овал и круг.
Занятия с пластилином давно стали классикой в яслях и детских садах – такое развлечение по душе почти всем детям. В современных яслях пошли дальше – малыши смело орудуют глиной и тестом. Таким образом, дети знакомятся со свойствами различных предметов, во время лепки развивается наблюдательность, внимание и мелкая моторика крохи.
Самое трудоемкое занятие – это развитие речи у малышей. Дети учатся составлять предложения, воспроизводить звуки и даже стихотворные ритмы. Сделать упражнения веселыми, интересными и живыми помогают детские книги и иллюстрации. Такие занятия не должны быть утомительными, поэтому они чередуются с подвижными играми, физическими упражнениями и танцами».[9]
Эти мероприятия составляют основную деятельность МБДОУ «Тёшинский детский сад».
Подведём итог. В МБДОУ (муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении) «Тёшинский детский сад» (Нижегородская обл., Навашинский р-н, рабочий посёлок Тёша) функционирует 3 группы: ясельная (с 1 года до 3 лет), средняя (с 3 лет до 5 лет), старшая (с 5 лет до 7 лет). Каждая группа имеет несколько помещений. Также в детском саду имеется пищеблок, групповые площадки, которые полностью оборудованы, физкультурная площадка. Такова структура названного ДОУ. В МБДОУ «Тёшинский детский сад» ведётся психолого-педагогическая деятельность по отношению к воспитанникам. Наиболее яркие формы её проявления – обучение детей, чтение им вслух, обучение детей рисованию, что, конечно же, содействует процессу развития личности ребёнка. Основная деятельность МБДОУ «Тёшинский детский сад» по отношению к детям заключается, кроме того, в играх и беседах воспитателей с детьми. В Тёшинском детском саду с детьми ведутся занятия по л епке и рисованию,танцам,физкультуре, музыке. Эти мероприятия составляют основную деятельность МБДОУ «Тёшинский детский сад». В состав этой деятельности входят и методы решения основных проблем развития личности ребёнка в ясельной группе.