Видится мне вот что! Святая Церковь на краю огромной, необозримой топи. Небольшая горстка верующих внутри и около нее, и миллионы людей, сколько глаз хватает, погибают в трясине. Кто погрузился по пояс, а кто уже и по самое горло. От Церкви идут призывы к спасению, но только немногие поворачиваются к ней и начинают выбираться на берег. Голоса становятся все громче, но уж больно велика проклятая топь!
Так и все мы. Мечемся по жизни, увязая в ней, как в болоте, силясь угадать свой путь, рассчитать свое будущее, быстрее других раскрутить свое «беличье колесо», достичь целей, которые сами же себе вообразили. Гордыня и самость застят нам глаза и залепляют уши. Все дальше спасительный берег, труднее путь, глубже топь и ближе устрашающий рубеж.
Кто-то не преминет упрекнуть: «Помилуйте, зачем нагонять столько страха и уныния!? Все не так уж и плохо. Взгляните, сколько кругом вполне успешных людей! Им и дела нет до вашей осознанности».
Так, да не совсем. Как человек, внешне относящийся как раз к этой категории российского населения, могу утверждать, что не знаю ни одного из многих десятков своих знакомых, кто не заплатил бы свою скорбную и весьма высокую цену за «успешность». Чаще всего она выражалась в неожиданных и болезненных потерях — бизнеса, денег, жизни, доверия близких людей, здоровья. Я говорю только о крупных ударах судьбы, именуемых крахом, трагедией. Между тем и сам повседневный быт «счастливчиков», обремененных земным богатством, далеко не так уж безоблачен. Жизнь по расписанию, бесконечные хлопоты по обустройству, сохранению и приумножению своего явно избыточного имущества, ночные страхи и дневные «гонки на выживание» — такова их «красивая» жизнь, которой не видно за фасадами особняков и спинами дюжих охранников. Юноши, любующиеся яркой оберткой этой жизни, на самом деле разглядывают уже знакомую нам «морковку», погоня за которой отберет все силы, но едва ли принесет счастье.
|
|
Все уравновешено (не нами!), и за все назначена цена. Кто-то из великих, кажется Чаплин, заметил, что нищий, нащупывающий за подкладкой десятицентовую монетку, и магнат, выигрывающий на бирже очередной миллион, испытывают примерно одну и ту же меру радости. Эта радость души. Она, как мы знаем, определяется не внешними обстоятельствами, а глубоко интимными переживаниями духовного «я», которому иногда достаточно одного теплого взгляда, чтобы вознестись до небес.
Когда это «я» в человеке расправляется и занимает наконец в «совете души» незаслуженно отобранное у него кресло председателя, когда глупая и близорукая самость уступает место смирению и светлой любви, тогда человек действительно трезвеет. Все внешнее, тленное в его глазах навсегда теряет значение и просто обретает номинальную цену (как в магазине). Хочешь богатства, дерзай, но знай, что и в твоем нынешнем состоянии есть нечто гораздо более ценное. Ты этого не поймешь, пока не перепрыгнешь на ступеньку с надписью «богатство» и не заплатишь, сколько положено. Только совершив этот маневр, иногда ценой целой жизни, ты сможешь оглянуться назад, сравнить обретенное с утраченным и… скрипнуть зубами с досады. «Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей» (Лк. 16:25).
|
|
Чтобы видеть все это заранее, необходимо обладать способностью отстраненного наблюдения, иначе говоря, быть в открытом сознании. Надо побороть самость, выдавить из себя раба неосознанности, перетряхнуть все уголки сознания и вытащить «все скелеты из шкафов» на свет Божий. Надо понять (но не по-книжному, «для сведения», а всем свои нутром — как «Отче наш»), что, коли человеку не дано прозреть будущее, отстоящее от него всего на одну секунду, все его рассуждения и планы — не более, чем фантазии. Они не имеют ничего общего с реальностью, которая будет. В рассудочном восприятии более реальна память о прошлом, но это, согласитесь, — отработанный материал. Овладевая таким пониманием действительности, пропитывая им свою жизнь, человек не становится ничтожным. Он превращается в «сталкера», воина, исполненного здравым смыслом, отвагой и разумной осторожностью. Ибо идет он по территории, стабильность которой обманчива, и каждый шаг приходится в неизвестность.
Надо стать другим. Иного пути к свободе нет. Иного пути вообще нет.
Но если все вокруг, все, чем до этого жил, — иллюзия, во что тогда верить?
Мне хорошо знакомо это чувство потерянности. До встречи со старцем Илией я именно так и прозябал: с крестиком на шее и без веры в душе. Просто не было возможности да и настоящей побудительной причины стряхнуть оцепенение и взглянуть на мир иначе. Ходил по кругу, как рудничная лошадь. Увязал потихоньку в трясине заблуждений. А откуда было и взяться чему-то другому? Из стандартно-безбожного воспитания и образования? Или из затхлой атмосферы брежневского застоя, когда власти верить уже не запрещали и за это не карали, как при Сталине, а люди еще по инерции верить боялись. Если говорить научным языком, восемьдесят лет воинствующего атеизма, возведенного в ранг государственной политики и унесшего жизни миллионов безвинно замученных приверженцев веры Христовой — священников и мирян, заложили устои неверия и страха в генетическую память россиян. В массовом сознании нашего населения эти «ржавые гвозди» цепко сидят до сих пор!
Моя мать, Царство ей небесное, проработав всю жизнь обычным библиотекарем, хотя и в высоких партийных инстанциях, тайно крестила меня перед сном и, отправляя из дома, тихо шептала вслед молитву. Она верила в Бога интуитивно, искренне и вопреки запретам. Сегодня, после всего пережитого, мне кажется, это ее мольбы к Господу спасли меня от погибели и безумия в час испытаний. И каждый раз, ставя свечку перед образами, я прошу у нее прощенья за свой юношеский максимализм и снисходительно-пренебрежительное отношение к тайным ее крестным знамениям и оградительным от зла словам.
Таких, как она, интуитивно верующих, относительно мало. Дай Бог, несколько процентов населения. Эти люди от рождения наделены талантом Богоощущения. Они знают, что Он есть, и живут с именем Его, стараясь соблюдать заповеди Его независимо от преобладающего в обществе отношения к религии и церкви. Эти смиренные, но несгибаемые воины Христовы направлены Им в мир, чтобы держать последний рубеж веры перед натиском Тьмы.
Открывая сознание и соприкасаясь с душой, мы тоже вплотную приближаемся к таинству интуитивной веры. Все чаще мы ощущаем ее манящую благодать в своих сомнениях, терзаниях, страхах и поисках. Душа, очищаясь, через покаяние влечет к Богу. Но сама по себе осознанность — не «золотой ключик», открывающий дверь в царство Божие, а всего лишь первое по-настоящему серьезное волевое духовное усилие на этом пути. Завершая подготовительный этап практической духовности (пять ступеней), каждому еще только предстоит сделать осознанный выбор между верой и неверием.
|
|
Убежден, большинство сделает этот выбор в пользу веры независимо от того, какое место она занимала в жизни до преображения. Современный человек может иметь слабое представление о Священном Писании, ничего или почти ничего не знать об обрядах и догматах, церковных правилах и порядках, даже сохранять известный (иногда формально обоснованный) скепсис в отношении некоторых внешних проявлений церковной жизни. Но все это — от въедливой привычки судить обо всем поверхностно, «горделиво» и бездушно. Рациональному уму в одиночку, без участия духовного «я» не по силам постичь идею Бога, поэтому его детище — «эго» — рефлекторно, по-страусиному прячет голову в песок при малейшем соприкосновении с Истиной.
Исступленное неверие сродни болезни. Болезни воспаленной самости и глубокой хронической неосознанности, когда человек готов оставаться в плену истязающих его иллюзий, лишь бы не покидать родного «стойла». Таких еще очень много, но жизненные испытания и стрессы, умножающиеся, заметьте, не от гнева Божьего, а в результате накопления коллективной, глобальной неосознанности и ее катастрофических последствий, одного за другим «выбивают» идейных атеистов из их пока еще плотных рядов.
Стоит ли поддаваться на уловки своего «эго», внушающего (от незнания) что Православие-де устарело и тянет назад — в дремучее прошлое? В вере, даже если она интуитивна и не искушена, куда больше здравого смысла и оптимизма, чем в голом неверии. В одной из лекций по богословской апологетике доктор богословия из Московской духовной академии А. И. Осипов приводит пример женщины-профессора, которая на религиозном диспуте изо всех сил пыталась отстоять свои атеистические взгляды. Ее рассуждения сводились к тому, что высшим смыслом жизни для нее была беззаветная любовь к дочери, а не к «абстрактному» Богу.
|
|
— Хорошо, — возразил Осипов, — тогда как вы могли обречь свою дочь на смерть?
— Почему на смерть? — Женщина была потрясена.
— Потому что, рожая ее, вы знали, что она в конце концов неизбежно умрет. Только вера открывает надежду на вечную жизнь души после физической смерти. Неверие же — вера в вечную смерть.
* * *
Обретая инстинктивную веру, человек осознанный тем не менее должен понимать, что его путь к Богу только-только начинается. Ведь речь идет не об успокоении себя чтением святых книг в кабинетной тиши. Вера — это ежедневный, ежечасный духовный труд, «вытравление» из себя зла, молитвенно-волевое борение с силами, искушающими и влекущими назад — во тьму. Навыки открытого сознания здесь — не более, чем орудия (или оружие), с помощью которых достигается возрастание в духе и надежное отражение происков Врага.
Почти каждый из нас вступает в осознанность основательно «засоренный» грехом и еще долго продолжает пропускать нечистые мысли и эмоции в свое внутреннее пространство. Те в свою очередь превращаются в конкретные проступки с большим или меньшим содержанием зла. Очищение от этой напасти и недопущение ее впредь — труднейшая задача. Вроде бы звучит просто: живи по заповедям. Но как тяжело это дается!
Поразительно, но даже глубоко верующие люди порой недооценивают опасность так называемого мелкого греха. Соблюдение безупречной внутренней чистоты не гарантируется участием в церковных обрядах и даже молитвой. (Хотя человек верующий всегда в этом смысле «ближе к идеалу», чем неверующий.) Едва ли можно достичь подлинного смирения, тишины и трезвения, если, пусть даже только в мыслях, разрешать себе вспышки раздражительности, обиды, нетерпения, тоски, страха и т. п.
Наша жизнь насыщена невероятным количеством искушений, доставляемых прямо к «потребителю» самыми короткими, разнообразными и быстрыми способами. В условиях стремительно развивающегося (под флагом неосознанности) научно-технического прогресса нагрузка на психику человека достигла предельных значений. В этих условиях овладение знаниями и техниками управления своим сознанием и защиты его от разрушительного воздействия извне (простите за рационально-технический слог, более понятный нынешним читателям, чем богословские термины!) может оказаться полезной не только для людей «мира», стремящихся познать Истину, но и для тех, кто считает себя христианином «со стажем». Присутствие малейших червоточин самости в пространстве не-рассудка может стать причиной тяжких духовных испытаний и недугов.
Техники развития открытого сознания, сочетая в себе элементы рационального и духовного знания, позволяют хотя бы отчасти восполнить эти пробелы. Враг действует все более напористо и изобретательно, не щадя ни старого, ни малого. Поэтому и арсенал духовного оснащения современного православного человека, не говоря уже о воинах Христовых, очевидно, должен быть разнообразным и эффективным. В этом плане одной из актуальнейших задач сегодняшнего дня могло бы стать точное и системное изложение современным языком трудов подвижников церкви.