ФИО учителя_________________________________
Педагогический стаж___________________________
Квалификационная категория____________________
Школа _______________________________________
Учебный предмет _____________________________
Класс __________________________________________
Тема урока_______________________________________
Критерии: | Уровни эффективности работы учителя по Формированию ключевых компетенций учащихся | |||||
Репродуктивный | Адаптивный | Локально- моделирующий | Системно-моделирующий | Системно-рвзвивающий | ||
1. Педагогическое общение | ||||||
2. Поддержание креативной атмосферы на уроке | ||||||
3. Предъявление информации учащимся об их прогрессе. | ||||||
4. Рефлексия в профессиональ- ном самосознании | ||||||
5. Форма подачи учебного мате- риала | ||||||
6. Демонстрация учителем методов обучения | ||||||
7. Использование разъяснения при непонимании материала |
Приложение 2 | |||||||
Краткое описание уровней эффективности работы учителя | |||||||
Критерии Уровни эффективности работы учителя | 1. Общение, взаимодействие учителя с учениками | 2. Поддержание творческой, креативной атмосферы | 3. Предъявление информации учащимся об их прогрессе | 4. Рефлексия в профессиональном самосознании | 5. Форма подачи учебного материала | 6. Демонстрация учителем соответствующих методов обучения | 7. Использование разъяснения при непонимании материала |
1.Уровень репродуктивный Учитель может и умеет рассказать другим, то, что знает сам | монологическое общение, инициатива учащихся не поощряется | репродуктивная активность учащихся, установка на точное воспроизведение материала | оценка успешности действия по образцу без пояснений | низкий уровень сформированности рефлексивных представлений о своей работе (рефлексия уровня знаний учащегося) | лекционная форма подачи материала без адаптации к особенностям учащихся | учитель использует те методы, которыми лучше всего владеет. Объяснительно-иллюстративный метод | повторное объяснение неосвоенного материала |
2.Уровень адаптивный Учитель умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории | монологичное общение, возможна подача указаний по организации учебной активности учащихся, критика или похвала их действий | репродуктивная активность учащихся, установка на собственное развернутое высказывание, отражающее понимание учебного материала | оценка успешности действия по образцу в соответствии с пониманием учащимся предлагаемого материала | рефлексия уровня понимания учащимися учебного материала | лекционная форма подачи материала, учитель ориентирован на оптимизацию понимания учащимися учебного материала | Подбор методов осуществляется с учетом интеллектуальных возможностей учащихся. Программированный метод | использование вопросов для отслеживания понимания пройденного материала, стремление к разграничению области понимания и области непонимания материала |
З. Уровень локально- моделирующий учитель владеет стратегиями обучения знаниям, умениям и навыкам по отдельным разделам курса, умеет формулировать педагогическую цель, предвидеть искомый результат и создавать систему и последовательность включения учащихся в учебно-поисковую деятельность | использование наряду с монологическим общением различных форм диалога, выясняются учащиеся, желающие дать пояснения, уточнения учебного материала; сохраняется применение указаний по организации учебной деятельности детей, появляются ответы учащихся по собственной инициативе, активно используются критика и похвала | частично-поисковая активность – стимуляция собственной активности учащихся является стихийной; отсутствует четкая технология организации поисково-творческой деятельности учащихся | оценка на основе анализа смыслового содержания ответа учащегося, без учета точности воспроизведения образца | рефлексия индивидуальных особенностей учащегося и его способности к применению изученного материала на практике | чередование лекционной формы подачи и диалога для стимулирования интересов учащихся | применяемые методы ориентированы не только на понимание, но и в отдельных случаях на стимуляцию интереса учащихся к учебному материалу | разъяснение непонятого материала осуществляется на примерах, связанных с интересами учащихся |
4.Уровень системно-моделирующий. Учитель владеет стратегиями формулирования нужной системы знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету в целом | диалоговое общение с небольшими элементами монологического; поощряются вопросы и идеи учащихся; указания сведены к минимуму, персонализированная критика и похвала, осуществляющаяся как учителем, так и учащимися | Поисковая активность системно- организуемая педагогом | оценка учителя отражает степень соответствия между уровнем учебных достижений и уровнем интеллектуальных возможностей учащегося | рефлексия целостности восприятия учебного материала и способности учащегося к самостоятельной разработке алгоритма его применения | вариативные формы подачи учебного материала позволяют в процессе собственной учебной активности учащегося установить взаимосвязь учебного материала с пройденным и выделить направления для дальнейшего его изучения | применяемые методы обучения позволяют анализировать учебный материал учащимися с учетом различных аспектов его применения и различных научных подходов к его трактовке | Разъяснение учебного материала Осуществляется через его активное включение в систему личного жизненного опыта учащегося |
5. Уровень системно-развивающий Учитель владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащихся, их потребностей в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии. | диалоговое общение с учителем и внутригрупповое; идеи учащихся разрабатываются при консультативной помощи учителя; выработка группой учащихся критериев и норм оценки работы; акцент делается на самооценку и самоконтроль; основа взаимодействия - соответствие средств и методов, поставленным целям | поисково- творческая активность и групповая работа при консультативной роли педагога | оценка учителя позволяет учащемуся рассматривать свою деятельность в системе прошлых и будущих достижений | рефлексия способности учащегося к самостоятельному выделению учебной проблемы и разработки алгоритма ее решения | отсутствует подача материала, учитель лишь стимулирует поисковую активность учащегося, на основе чего осуществляется проектирование учащимся собственной деятельности, с обозначением целей и задач, подбором средств и предвосхищением результата; осуществляется персонализация урока, с помощью использования опыта учащихся, то есть учебный материал наделяется личностным смыслом | применяемые методы позволяют организовать самостоятельное исследование учащимися выделенной ими учебной проблемы | устранение непонимания осуществляется в процессе активного диалогового взаимодействия с учителем и другими учащимися |
Приложение 3
|
|
|
|
|
|
Анкета "Рефлексивный анализ урока"
ФИО учителя __________________________________
Педагогический стаж____________________________
Квалификационная категория_____________________
Школа___________ Учебный предмет _____________
Класс_________________________________________
Тема урока____________________________________
1. Какой этап урока был:
- наиболее интересен для детей,
- наименее интересен для детей?
2. Как можно охарактеризовать стиль Вашего общения с детьми:
- авторитарный,
- либеральный.
- демократический?
3. На какие стороны развития личности ребенка может повлиять Ваш урок?
4. Какие формы оценивания деятельности учащихся Вы использовали на уроке?
5. Какую цель урока Вы ставили перед собой?
6. Какие средства для ее достижения Вы использовали?
7. Насколько поставленная Вами цель достигнута?
8. Какая, по вашему мнению, часть учебного материала, предложенного учащимся на уроке, понята (усвоена):
- полностью,
- в основном объеме (на оценку "хорошо"),
-частично,
- частично, отрывочно,
- не усвоена совсем.
9. Какова причина недостаточного пони мания материала?
10. Укажите возможные способы решения этой проблемы.