ГЛАВА 10. Финансово-хозяйственная деятельность религиозных организаций

Основная новация:

Введение ясных правил предпринимательской деятельности религиозных объединений. Финансово-хозяйственная деятельность религиозных организаций необходимым образом включает в себя коммерческую составляющую. Во-первых, по описанным выше причинам: верующие люди – не бестелесные духи, а их объединения вынуждены в том числе заботиться и о земных аспектах своей деятельности. Во-вторых, потому, что и светские общественные организации имеют право вести и активно ведут предпринимательскую деятельность – с тем единственным отличием от бизнес-структур, что прибыль, полученная от такой деятельности, не распределяется между собственниками, учредителями, членами и т.п., а направляется исключительно на достижение уставных целей организации. Лишить этой возможности религиозные организации только на том основании, что они – религиозные, было бы совершенно несправедливой дискриминацией, которую светское демократическое государство допустить не может и не должно.

Более того, светское демократическое государство, оставаясь в рамках своей природы, не может воспрещать одновременное служение «богу и мамоне». Это внутреннее дело и внутренняя ответственность самих религиозных организаций. Скорее всего, общественный авторитет некоторых из них только укрепился бы, если бы они являли меньше примеров подобного рода. Но государственное принуждение религиозных людей к соблюдению религиозных же заповедей – дело противоестественное.

А вот что может и должно сделать светское демократическое государство, так это решительно потребовать, чтобы служение богу не выступало дымовой завесой для служения мамоне. Чтобы на предпринимательскую деятельность религиозных организаций распространялись основные нормы и правила, существующие для всех остальных субъектов такой деятельности (болезненный вопрос о качестве самих этих норм должен обсуждаться и решаться; но не Религиозным Кодексом). Прибыль, полученная религиозной организацией (в том числе прибыль созданных ею предприятий), подлежит направлению – в прозрачном и подконтрольном режиме – на ее уставные цели, и в этом отношении правовое положение религиозной организации ничем не должно отличаться от правового положения НКО. Но если под вывеской религиозной организации развернут полноценный бизнес, а его прибыль таковой якобы не является, налогами не облагается и неизвестным образом распределяется – это несправедливо по отношению к другим субъектам экономической деятельности и должно быть воспрещено законом. Бизнес, по воле своих собственников и в соответствии с их взглядами на жизнь, имеет возможность заниматься благотворительностью, в том числе финансируя религиозные организации, отдельные храмы и общины, их конкретные проекты… Пусть так и будет. Но пусть он делает это именно как бизнес, а не притворяется чем-то иным.

В соответствии с этим простым принципом должен быть решен и вопрос о гражданских пожертвованиях. Сама по себе практика пожертвований абсолютно легитимна и не должна становиться объектом мелочного регулирования – нельзя и думать о том, чтобы приставить кассовый аппарат к каждому свечному ящику. Но пожертвование по смыслу своему – добровольное деяние. Если же под вывеской сбора пожертвований ведется самая настоящая торговля «монастырскими» (халяльными, кошерными…) продуктами, одеждой, посудой, ювелирными украшениями, около- и квазирелигиозной издательской продукцией, авиабилетами и т.п. – то и регулироваться она должна как торговля. Даже если торгуют в храме или его окрестностях.

А все то, что не запрещено, пусть будет разрешено. Пусть религиозные организации свободно финансируются свободными людьми. Пусть религиозные организации ведут как можно более успешную предпринимательскую деятельность – и направляют прибыль на то, ради чего они и существуют как организации, а не на личное обогащение отдельных своих представителей (отсюда необходимость специальной статьи о конфликте интересов и о путях его недопущения). Пусть не подлежат обложению налогом на прибыль издание религиозной (но только действительно религиозной!) литературы и производство предметов богослужебного (но только действительно богослужебного!) назначения – просто потому, что светское демократическое государство не значит циничное и аморальное, и оно вполне может позволить себе небольшое изъятие из общего правила, способное послужить удовлетворению самых сокровенных духовных потребностей значительной части его граждан.

Но пусть все это делается честно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: