ШАГ 1-й. Создать список проблем

Эта процедура была описана в уже упомянутой статье «Выбираем приоритеты» (М1, 94 г.). Проведя согласование и закончив проведение анкеты, вы получили огромное количество материалов, из которых после обработки получили несколько наиболее приоритетных для коллектива направлений работы. Часть этих приоритетов, возможно, оказалась из числа «сильных», а часть — из числа «слабых» характеристик школьной деятельности. Вам необходимо выбрать три самых важных ПРОБЛЕМЫ («слабые» приоритеты). Допустим, вам это удалось и вы получили следующее:
1) отношения учитель -ученик;
2)непрерывность обучения;
3) здоровый образ жизни.

Эти проблемы достаточно сложны, чтобы решать их одновременно, поэтому надо выбрать одну, наиболее значимую.

ШАГ 2-й. Выбор проблемы

Для выбора проблемы можно воспользоваться следующей процедурой. Вы снова собираете всех участников предыдущей анкеты. Каждому раздается лист 1.

Лист 1

Выбранный критерий Проблема 1 Проблема 2 Проблема 3 Проблема...
Влияние на ситуацию 1 2 3 4 (слабое/сильное)        
Важность 1 2 3 4 (малая/большая)        
Сложность 1 2 3 4 (большая/малая)        
Время 1 2 3 4 (много/мало)        
Эффективность 1 2 3 4 (малая/большая)        
Средства 1 2 3 4 (много/мало)        
Общее количество баллов        

Влияние на ситуацию: в какой степени коллектив может контролировать ситуацию, влиять на ее решение.

Важность: насколько проблема важна и неотложна.

Сложность: насколько трудно решить эту проблему. Сможет ли коллектив преодолеть все трудности ее решения.

Время: сколько потребуется времени на решение этой проблемы.

Эффективность: оценить эффективность принятого решения (как повлияет на жизнь школы решение этой проблемы).

Средства: сколько надо затратить сил и средств для решения этой проблемы (люди, время, деньги...).

В вертикальных столбцах записываются выбранные проблемы, например, проблема 1 — «отношения учитель — ученик», проблема 2 -»непрерывность обучения» и т.д.
Вначале каждый заполняет анкету самостоятельно.

В пустых клетках необходимо оценить проблему, т.е. поставить балл от 1 до 4 по каждому параметру (разъяснение параметров дано ниже).

В последней строке таблицы необходимо проставить общее количество баллов, набранных проблемой.

После того, как каждый заполнит эту анкету самостоятельно, начинается групповая работа.

Все присутствующие должны разделиться на группы по 5-7 человек, провести обсуждение и представить согласованный результат. Этот результат должен быть не простым средним между всеми результатами членов группы, а новой таблицей, заполненной после согласования всех мнений по каждому пункту.

После этого все групповые анкеты собираются и обобщаются.

Таблица результатов

  Проблема 1 Проблема 2 Проблема 3 Проблема...  
Группа 1          
Группа 2          
Группа 3          
Группа 4 ... ... ...    
Сумма баллов          

На доске или листе бумаги делается примерно такая табличка, куда каждая группа вписывает свои результаты. Потом считается общее количество баллов, полученных каждой проблемой. Например, в нашем случае мы получили примерно такую картину.

Таким образом, наибольшее количество баллов получила первая проблема — «отношения учитель — ученик».
Теперь, когда проблема определена, можно приступать к ее анализу и рассмотрению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: