Исходя из определения сущности неаккордовых звуков (линейных тонов), мы получаем основные критерии их классификации. Это:
1. Секундовость как природа линии (что связано со свойством большой и малой секунды стирать след предшествующего звука и благодаря этому давать выразительный эффект «перелива» одного звука в другой, отчего и происходит впечатление собственно линии).
к = консонирующий тон, д = диссонирующий.
2. Диссонантность, возникающая при движении линии, как противоречие, требующее специальных приемов согласования со стоящим созвучием, то есть приведения звучания к гармоническому порядку.
3. Наличие двух способов создания линии: основного — плавного движения по секундам (до слияния в гармоничном звучании) и особого — скачкового движения (прерывающего собственно линию); причем скачковость сама возможна в двух видах — до диссонанса и после диссонанса (последнее из-за отсутствия эффекта гармонического слияния, разрешения диссонанса грозит внести дисгармонию).
4. Существенное различие между диссонансами линии, в зависимости от того, подчеркиваются ли они благодаря появлению в момент вступления созвучия-устоя (либо иногда благодаря его повторению) или, наоборот, вуалируются, стушевываются благодаря вытеснению на неакцентируемые метрические доли.
5. Возможность разных форм мелодических (линейных) рисунков путем различных комбинаций линейных диссонансов (см. рис.).