Среди фактурных функций и связей голосов особо важное значение имеет сочетание крайних движущихся голосов — обычно сопрано и баса. Они достаточно ясно обрисовывают всю гармоническую структуру в целом, но только как бы без выписанных деталей, эскизно, контурно. Поэтому такое двухголосие называется контурным двухголосием (или остовным двухголосием, основным двухголосием)*.
Контурное двухголосие передает, вопреки неполноте гармонии, основное в ней — функциональные значения в целом, гармонический ритм, общее распределение движения в голосах, каденции, участки подъема, внутренние повторения и т. д.
Характерно, что в эпоху генерал-баса (XVII — середина XVIII в.) нередко музыку, рассчитанную на гомофонно-гармоническое сопровождение, писали без средних гармонических голосов, давая вместо них цифровку (иногда обходясь и без цифровых указаний и притом полагая, что сочинение вполне готово для исполнения). Вот, например, оригинальная баховская партитура начала № 8 из «Магнификата» (пример 69А) и ее клавирная расшифровка (пример 69Б).
|
|
Подобное отношение к заполняющим гармонию средним голосам типично и для джазовой музыки XX в., когда мелодия, бас (и основные контрапункты) выписываются точно, а скандируемые четвертями аккорды (например, в партии гитары) обозначаются в основных чертах буквами и цифрами, без точных указаний их расположения.
Зато контурное двухголосие выполняется по всем строгим правилам контрапункта (с точки зрения полифонической теории, это обычно простой контрапункт). По существу, контурное двухголосие и есть не что иное, как двухголосное контрапунктическое соединение, лежащее в основе всякой неконтрапунктической гомофонной ткани.
Казалось бы, о какой полифонии может идти речь, например, в «Серенаде» Шуберта? А если взять контур пьесы, то сразу обнаружится не просто двухголосный контрапункт на всем ее протяжении,
* Оригинальный термин П. Хиндемита (в его «Руководстве по композиции») — «übergeordnete Zweistimmigkeit» (букв. «подчиняющее», «главенствующее», «начальствующее» двухголосие).