Эффективность информационных систем
Эффективность системы — это свойство системы выполнять поставленную цель в заданных условиях использования и с определенным качеством.
Показатели эффективности характеризуют степень приспособленности системы к выполнению поставленных перед нею задач и являются обобщающими показателями оптимальности функционирования ИС. Кардинальными обобщающими показателями являются показатели экономической эффективности системы, характеризующие целесообразность произведенных на создание и функционирование системы затрат.
Наряду с экономической эффективностью можно говорить о прагматической, технической, эксплуатационной и технологической эффективности. Все перечисленные показатели эффективности могут рассматриваться как локальные показатели эффективности.
Локальные показатели эффективности
Эффективность системы является сложным, интегральным свойством, зависящим от ряда простых свойств, влияющих на оптимальность функционирования системы, таких как:
|
|
□ действенности системы, то есть степени удовлетворения системой своего предназначения, (прагматическая1 эффективность, pragmatos [греч.] — действие);
□ технического совершенства системы (технической эффективности);
□ простоты и технологичности разработки и создания системы (технологической эффективности);
□ удобства использования и обслуживания системы (эксплуатационной эффективности) и ряда других характеристик.
Свойства эффективности количественно характеризуются показателями эффективности.
В общем случае показатель эффективности R зависит от ряда параметров. Основную роль среди них играют собственные параметры системы (a1, a2, a3,..., аn) и параметры внешней среды (b1, b2, b3… bm) обусловливаемые условиями и способами использования системы. Таким образом:
R = R( (a1, a2, a3,..., аn; b1, b2, b3… bm)
Иногда ее называют целевой эффективностью.
Некоторые параметры ai и bi, могут учитываться в виде ограничений. Наконец, помимо параметров системы и внешней среды, показатель эффективности зависит и от архитектуры системы (ее структуры, характера связей между компонентами), и от закономерностей функционирования системы, слабо поддающихся формализованному описанию и оценке — эти характеристики учитываются видом функции R, алгоритмом ее вычисления.
Но в простейшем случае показатель эффективности может определяться и одним параметром системы, параметры внешней среды могут вообще во внимание не приниматься.
Показатели прагматической эффективности
Показатели прагматической эффективности должны отражать количественную оценку достигаемого системой результата, степень достижения поставленной перед системой цели. С помощью этих показателей должна определяться полезность решения поставленных перед системой задач, полезность выполнения ею заданных процедур преобразования информации.
|
|
В качестве таких показателей могут выступать показатели:
□ достоверности преобразования информации;
□ безопасности информационных систем;
□ точности вычислений и преобразования информации, характеризующие степень близости результирующей (выходной) информации к истинной информации, отображающей реальный процесс;
□ полноты формирования системой результирующей информации, характеризующие достаточность этой информации для правильного выполнения пользователем запланированных действий;
□ оперативности, показывающие, насколько быстро в системе формируется результирующая информация, не устарела ли она; показатели оперативности тесно связаны с актуальностью этой информации — степенью сохранения ее ценности во времени, которая, в свою очередь, зависит от динамических характеристик выходной информации и интервалов времени ее преобразования в системе;
□ своевременности, учитывающие соответствие заданного и реального момента поступления результирующей информации пользователю, и т. д.
Некоторые названные показатели коррелируют друг с другом и совместное их использование не всегда оправданно.
Следует обратить внимание на то, что все прагматические показатели связаны с формированием результирующей информации в системе, так как эта информация является продуктом деятельности информационной системы и именно она предназначена для удовлетворения пользователем своих потребностей, должна быть полезна ему. В системах автоматического управления (САУ), частью которых является информационная система, результирующая информация поступает непосредственно на исполнительные органы — компоненты САУ. В этом случае показатели прагматической эффективности должны отражать потребности САУ, а не пользователя, но по существу оставаться теми же.
Показатели технико-эксплуатационной эффективности
Показатели технической эффективности должны оценивать техническое совершенство информационной системы как эрготехнической системы при работе ее в различных режимах, оценивать научно-технический уровень организации и функционирования этой системы.
Научно-технический уровень ИС характеризуется системой показателей, отражающих степень соответствия ее техническо-эксплуатационных характеристик современным достижениям науки и техники, научно-технического прогресса. Показатели техническо-эксплуатационной эффективности весьма разнообразны. В качестве таких показателей могут фигурировать все показатели надежности и большинство рейтинговых показателей ИС, рассмотренных в предыдущих разделах: функциональные возможности, количество обслуживаемых абонентов, производительность, пропускная способность, скорость передачи данных, тактовая частота, временные задержки, емкость памяти, эксплуатационные характеристики, технологии обслуживания и т. п. — их подробное перечисление здесь вряд ли целесообразно.
На выборе конкретных показателей технико-эксплуатационной эффективности для характеристики ИС кардинальным образом сказываются назначение и прикладная область использования системы. Так, в качестве обсуждаемых показателей могут в ряде случаев использоваться и частные экономические характеристики: удельные затраты на выполнение тех или иных процедур преобразования информации и т. д.