Транспорт и связь

Транспорт — одна из базовых отраслей, которая формирует инфраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь всех ее элементов. Велико влияние транспортных издержек на себестои­мость и цену товара. Транспорт выступает в качестве важней­шего условия освоения природных ресурсов, материальной ос­новы для экономической интеграции промышленного и сельско­хозяйственного производства. Одновременно ему принадлежит огромная роль в расширении экономических связей на межго­сударственном уровне. Транспортный комплекс страны — совокупность различ­ных видов транспорта, находящихся во взаимодействии и взаи­мозависимости, дополняющих друг друга, развивающихся в тесной взаимосвязи, обеспечивая эффективное использование каждого вида. Место и роль транспорта в экономике страны характеризу­ются такими показателями, как доля транспорта в валовом внутреннем продукте — 8,0 %, структуре инвестиций в основ­ной капитал — 10,3 %.Транспорт как направление хозяйственной деятельности делится на транспорт общего - предназначен для удовлетворения потребностей всех отраслей экономики и населения в перевоз­ках грузов и пассажиров, перемещения различных видов про­дукции между производителями и потребителями, осуществле­ния общедоступного транспортного обслуживания населения и необщего пользования - предназначен, как прави­ло, для перевозки грузов и пассажиров конкретного предприя­тия. Выделяют транспорт личного пользования (легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды, лодки и т.п.). По характеру выполня­емой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой. Транспорт общего пользования делится на железнодорожный, автомобильный, водный (морской, речной), воздушный, трубопроводный, гужевой. Основными показателями, характеризующими эффектив­ность использования того или иного вида транспорта, являются скорость, пропускная способность, маневренность, надежность, регулярность, безопасность движения, себестоимость и др. Об­щим показателем для всех видов транспорта является стоимость перевозок. Железнодорожный транспорт. Осуществляет перевозки гру­зов и пассажиров по железным дорогам. Отличается от других Видов наземного транспорта массовостью потоков, относитель­но низкой себестоимостью перевозок на большие расстояния. Имеет и другие достоинства: бесперебойно работает круглый год, не зависит от капризов погоды, имеет потенциально высокую скорость движения. Железнодорожный транспорт Республики Беларусь объеди­няет магистральный и промышленный виды транспорта. Маги­стральный транспорт представлен производственным комплек­сом «Белорусская железная дорога». Автомобильный транспорт. Осуществляет перевозки гру­зов и пассажиров по безрельсовым путям, подразделяется на грузовой и пассажирский. Грузовой автомобильный транспорт перевозит 48,6 % всех грузов, главным образом на короткие и средние расстояния. Его удельный вес в грузообороте относительно невелик из-за небольшой дальности перевозок. Так, в общем грузообороте всех видов транспорта общего пользования на автомобильный приходится 11,3 %, в то же время именно он отличается высоким уровнем занятости — около четверти всех работаю­щих в отрасли. Пассажирский автомобильный транспорт делится на автобусный и легковой, личный и ведомственный. Выполняет не только городские и пригородные, но и дальние перевозки. Ведущие позиции занимает пассажирский автомобильный транспорт общего пользования. Внутренний водный транспорт. Постепенно теряет свои позиции в транспортном комплексе страны, его удельный вес в перевозке грузов и пассажиров за последние годы значительно сократился: в 2004 г. составил 0,5 % грузов, перевезенных другими видами транспорта. Потенциальные возможности речного транспорта и его инфраструктура оказались невостребованными. Воздушный транспорт. Для данного вида транспорта характерны высокие скорости движения (от 300 до 2000 км/ч). Он используется прежде всего для перевозки пассажиров и почты, а также дорогих, скоропортящихся и срочных грузов на большие расстояния. Трубопроводный транспорт. Представляет собой вид непре­рывного транспорта, осуществляющего передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых грузов по трубопроводам под давлением, которое обеспечивается насосными станциями. Предназначен главным образом для транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов. Различают магистральный и про­мышленный трубопроводный транспорт. К магистральному от­носятся трубопроводы, по которым продукты от мест добычи или производства передаются к местам переработки или потреб­ления. Промышленный используется для транспортировки грузов в пределах производственного предприятия для продол­жения технологического процесса. Трубопроводный транспорт характеризуется большой экономичностью — дешевизной пе­ревозок и высокой производительностью труда, сравнительно небольшими удельными капиталовложениями. Нефтепроводный транспорт — наиболее эффективный вид транспортировки сырой нефти, представляет собой комплекс сооружений в составе трубопроводов, насосных станций, хранилищ. Связь — отрасль экономики страны, обеспечивающая передач у и распространение различных информационных потоков. Связь играет важную роль в производственно-хозяйственной деятельности общества, управлении государством, системой обороны и всеми видами транспорта, а также служит для удовлетворения культурно-бытовых потребностей и роста информационной осведомленности населения. Развитие систем связи и информатизации стало одним из крупнейших приоритетов научно-технической и экономической поли тики Республики Беларусь. В условиях формирования рыночной экономики возросла потребность в высококачественных услугах связи. Доля отрасли в структуре ВВП страны в 2004 составляет 1,8%. Связь в Республике Беларусь делится на почтовую и электрическую (телефонная и телеграфная связь, телевидение и радиовещание, радиосвязь, передача данных). Почтовая связь (почта) представляет собой сложнейшую организационно-хозяйственную систему — регулярная достав­ка письменной корреспонденции, периодических изданий, де­нежных переводов, посылок, бандеролей преимущественно с использованием транспортных средств. Электросвязь. Ее развитие в Республике Беларусь имеет по­ложительные тенденции. Из года в год растут плотность, протя­женность междугородных и международных каналов связи (в последние годы в основном цифровых), объем предоставляемых услуг и их качество. Телеграфная связь предназначена для передачи на расстоя­ние буквенно-цифровых сообщений — телеграмм или фототеле­грамм. Отличительная ее особенность — документальность, так как сообщение вручается адресату в виде печатного текста. Значительное развитие за последние годы получила мобиль­ная связь, предназначенная для передачи информации между перемещающимися абонентами. К мобильным системам отно­сятся сотовая телефонная связь, пейджинг и радиотелефонная связь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: