Правило ромба как система

Каждая из четырех названных составляющих успеха определяет соответствующую точку на ромбе конкурентных преимуществ страны; действие одной из составляющих часто зависит от состояния трех остальных. Например, требовательность покупателей не приведет автоматически к появлению улучшенной продукции, если качество людских ресурсов не даст компании возможности добиваться соответствия требованиям покупателей. Конкретные недостатки в факторах производства не будут стимулировать обновление, если конкуренция недостаточно сильна и цели, которые ставит перед собой компания, не подкрепляются существенными инвестициями. В целом слабая позиция в любой из составляющих будет ограничивать возможности данной отрасли, прогрессировать и обновляться.

Вместе с тем позиции в ромбе обладают также свойством взаимного усиления; они составляют систему. Два элемента, внутренняя конкуренция и географическая концентрация, особенно сильны в превращении ромба в единую систему - внутренняя конкуренция в связи с тем, что она стимулирует совершенствование по всем остальным ключевым позициям, а географическая концентрация - по причине порождения и усиления взаимодействия между четырьмя отдельными факторами.

Роль внутренней конкуренции иллюстрирует работу ромба как системы с внутренним усилением. Жесткая внутренняя конкуренция стимулирует развитие специфических массивов особых факторов, особенно в том случае, если все конкуренты располагаются в одном городе или регионе.

Другим эффектом системного характера ромба является то, что страны достаточно редко имеют только одну конкурентоспособную отрасль; вернее, правило ромба формирует окружение, которое поддерживает кластеры конкурентоспособных отраслей. Конкурентоспособные отрасли не разбросаны в экономике бессистемно - они обычно связаны друг с другом вертикальными (покупатель - продавец) или горизонтальными (общие потребители, технология, каналы) связями. Не рассредоточиваются такие группы и физически: они тяготеют к концентрации в географическом плане. Одна конкурентоспособная отрасль помогает возникновению другой в процессе взаимного усиления.

Как только кластер сформировался, возникает взаимная поддержка всех отраслей в группе. Преимущества распространяются вперед, назад и в горизонтальном направлении. Агрессивное соперничество в одной отрасли распространяется на другие отрасли в пределах кластера - посредством передачи технологии, развития рыночной позиции и диверсификации действующих компаний. Вход на рынок из других отраслей внутри кластера подстегивает модернизацию, стимулируя научно-исследовательские подходы и содействие введению новых стратегий и навыков. Через каналы поставщиков и потребителей, контактирующих с множеством конкурирующих компаний, происходит свободное распространение информации и инновации распространяются очень быстро. Взаимосвязи в пределах группы, часто достаточно неожиданные, ведут к осознанию новых путей ведения конкурентной борьбы и новых возможностей. Такой кластер становится средством поддержания разнообразия и преодоления узости взглядов, инерции, недостаточной гибкости, а также способствует приспособлению между конкурентами, которые замедляют или блокируют совершенствование и новые выходы на рынок. В общую систему детерминантов М. Портер включает еще "роль случая" и "роль правительства", которые могут либо усиливать, либо ослаблять конкурентное преимущество страны.

Роль случая. Случайными являются события, которые имеют мало общего с условиями развития экономики страны и влиять на которые часто не могут ни фирмы, на правительство. К наиболее важным событиям такого рода можно отнести:

· изобретательство;

· крупные технологические взрывы (прорывы);

· резкие изменения цен на ресурсы (например, нефтяной шок);

· значительные изменения на мировых финансовых рынках или в обменных курсах;

· всплески мирового или местного спроса;

· политические решения зарубежных правительств;

· войны и другие форс-мажорные обстоятельства.

Случайные события могут изменить позиции соперничающих компаний, свести на нет преимущества старых конкурентов и создать потенциал для новых фирм, способных заменить бывшие достижения необходимым уровнем конкурентоспособности в новых изменившихся условиях. Однако для того или иного «случайного» события в стране должны созреть благоприятные условия. Это означает, что детерминанты «ромба» такие условия способны создать. В стране с наиболее благоприятным «ромбом» случай, скорее всего, послужит укреплению конкурентоспособности.

Роль правительства. Правительство может влиять и подвергаться влиянию – как позитивному, так и негативному – всех четырех детерминантов. На параметры производственных факторов воздействуют субсидии, политика в отношении рынков капитала, образование и т.д. Правительственные органы устанавливают местные нормы и стандарты в производстве того или иного товара, а также инструкции, влияющие на поведение потребителей. Правительство само является покупателем товаров для армии, транспорта, связи, образования, здравоохранения и других отраслей.

Страна добивается успеха тогда, когда условия в стране благоприятствуют проведению наилучшей стратегии для какой-либо отрасли или ее сегмента. Изложенные выше принципы конкурентной стратегии показывают, как много надо принять во внимание, выделяя роль страны базирования в международной конкуренции.

Сформировать конкурентную среду, следовательно, повлиять на все детерминанты национального «ромба» могут только фирмы, которые будут способны существенно усилить факторы производства за счет вложения в производство реальных средств. Каждый из представленных в рис. детерминантов формируется особым образом, отражающим влияние на него других детерминантов. Задача заключается в том, чтобы проанализировать и оценить все главные параметры и результат деятельности предприятия – экспортера и на этой основе определить его конкурентные преимущества, т.е. те качества самого предприятия или выпускаемой продукции, которые выгодно отличают его от реальных и потенциальных конкурентов.

Таким образом, конкурентные преимущества формируются многими факторами. Среди них: более эффективное производство, обладание многообещающими патентами, организация сервиса, наличие товарного знака, продуктивная реклама, грамотный менеджмент, хорошие отношения с потребителями и поставщиками. Именно сочетание преимуществ от условий в стране базирования, от размещения определенной деятельности за рубежом и от системы мировой деятельности фирмы, а не каждое в отдельности, создает международный успех.

Теория конкурентных преимуществ исходит из того, что любая из стран с примерно одинаковым уровнем экономического развития имеет определенный, обычно только ей присущий набор конкурентных преимуществ. К ним, например, могут относиться более высокие: уровень производительности труда, квалификация производственного, технического, коммерческого персонала тех или иных отраслей, производств, групп или отдельных предприятий, качество и технико-экономический уровень производимых изделий, управленческое мастерство, стратегическое мышление на различных уровнях управления и др.

5.3. Теории международной торговли услугами

Таблица 5. 3.

Подход Теория и ее содержание Автор Сегмент МТУ
Макроэкономический: классические теории Развитие теории Хекшера-Олина. В основе МТУ - различная обеспеченность факторами, ресурсами и технологиями Хиндли, Диадорф, Джонс,Руапе,Саксонхаус Запир, Лутц Транспорт, Страхование, технологические и прочие услуги
Развитие теории Хекшера-Олина. В основе МТУ - различная обеспеченность факторами, ресурсами, технологиями, обладающтими мобильностью, определеяющим фактором является капитал. Диадорф, Мелвин, Бройс,Мундель, Хирш Прямые товаросоориентиро-ванные услуги и услуги, связанные с местоположением
Неотехноло-гические теории Модель ступенчатой и несовершенной экономики. Эффект ступенчатого дохода возникает в результате временных технологических преимуществ, связанных с большим внутренним рынком, конкуренцией и спросом. Ричардсон, Мелвин, Крицовски, Франкойе, Маркузэн, Арндт Транспорт, в т.ч. Морские перевозки, Финансовые услуги
  Модель дифференциации продуктов, Дифференциация услуг, порожденная товарной дифференциацией, провоцирует внутриотраслевую торговлю. Цвайфель, Хеллер Прямые Товароориентирован-ные услуги
В целом большинство экономистов макроэкономического подхода (классической школы), так же как и представители классической школы МТТ, видят истоки МТУ в сравнительном преимуществе стран, образующемся из-за различной факторной вооруженности. Другой путь выбирают представители новых теорий, считая, что наряду с факторной вооруженностью, важную роль играют тип рынка, дифференциация услуг и наличие ступенчатого эффекта.
Микроэкономический Теория трансфера услуг внутри ТНК Кругман, Маркузэн, Мелвин Услуги, связанные с местоположением
Микроэкономический подход наименее раскрыт в переведенной экономической литературе. Однако он подкреплен эклектическим подходом, который хоть и выделяется в отдельный подход, но во многом ориентирован на учет МТУ в рамках ТНК.
Эклектичес-кий Эклектическая теория интернационализации производства услуг. Представляет собой комбинацию преимуществ: 1) связанных с собственностью на неосязаемые активы: н-т знания, способность предложить принципиально или качественно новые товары и др.; 2) связанных с размещением производства: коммерческая монополия, избыточные производственные мощности, экономия от совместного производства и сбыта и др. 3) Связанных с интернационализацией через ПЗИ или через заключение различного рода межпромышленных соглашений о сотрудничестве. В теории Даннинга четко прослеживаются также три уровня анализа: фирмы, отрасли и страны, каждый из которых имеет свои особенности, определяющие форму и структуру потоков.   Даннинг, Эндервик   Основные и дополнительные услуги.

Вопросы для самоконтроля:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: