Воображение как рациональный мыслительный процесс представления результата труда до его начала (построение образа продукта, создание программы получения продукта, моделирование процесса получения продукта) может быть активизировано посредством структурно-логического моделирования.
В качестве одного из принципов такого моделирования используется анализ любого рассматриваемого объекта как системы, всегда имеющей:
-основную функцию;
-признаки объекта;
-подсистемы объекта (структуру);
-другие функции, которые может выполнять объект;
-надсистему объекта (категорию, к которой причислен объект).
Примерами структурно-логических схем процесса воображения могут служить приведенные ниже упражнения.
Упражнение “Поиск общих признаков”.
Характеристики и аналогии
Объекты: МОСТ | СКРИПКА |
Основная функция:
| Сооружение для соединения берегов | Музыкальный инструмент |
Общее: | Мост соединяет берега, как скрипка – людей.Смычок ходит по струнам, как люди и машины по мосту.Мост и скрипка требуют тщательного изготовления и служат долго |
Признаки: | Железный, деревянный, имеет колебания, разводной, подвесной, выдерживает большие нагрузки | Деревянная, имеет акустику, красивая, покрашена |
Подсистемы: | Опоры, тросы, перила, настил | Корпус, струны, гриф, лак |
Общее: | Строительный материал – дерево и железо. Натяжение тросов и струн. В обоих словах – буква “с” |
Другие функции: | Архитектура, эстетика, ориентир | Эстетика, ценность, раритет. |
Общее: | Архитектура – это застывшая музыка. Сырье для метафор: наводить мосты, быть первой скрипкой и пр. |
Надсистема: | Строительное сооружение | Музыкальный инструмент |
Общее: | Мост и скрипка – произведения искусства. Венеция славится и мостами, и скрипками |
Упражнение “Определение понятий”.
В этом задании использован такой принцип структурно-логического моделирования, как свободное генерирование ассоциаций с последующими операциями их анализа и синтеза в виде искомой формулировки.
Алгоритм выполнения упражнения:
а) записать понятие и перечислить в столбик по ассоциации существительные, которые отражают суть понятия;
б) выбрать из них 2-3 самых точных в качестве ключевых, сформулировать определение, сделав акцент на указании существенных признаков понятия;
в) синтезировать определение из нескольких формулировок.
Например: МЫШЛЕНИЕ
процесс; +
проблема; +
логика;
интуиция;
успех;
самостоятельность; +
эрудиция;
решение. +
МЫШЛЕНИЕ - это процесс самостоятельного решения проблемы.