Текст должен быть удобен для восприятия и доступен для большинства людей, этичен и эстетичен.
Структурные связи журналистского (публицистического) произведения, правила «монтажа».
Монтаж можно рассматривать как средство организации текста, выступающее в виде некоторых правил «стыковки» элементов с точки зрения их последовательности.
Эти правила не диктуют конкретных вариантов сочетания в произведении ЭВС. Их цель – сориентировать творческий поиск журналиста в области формы как становящейся в ином сущности на максимальное соответствие назначению журналистского текста и ожиданиям аудитории. Поэтому и оказывается, что вариантов монтажа множество: от простых, как в информационном сообщении, до сложнейших, когда материал предстаёт в виде последовательности главок или сюжетов, отмеченных и собственными монтажными эффектами. Но все эти варианты, если текст выполнен профессионально, служат достижению прозрачности и точности смысла, доказательности и эстетической целесообразности материала.
|
|
Между тем это не просто процедура творческая, но один из важнейших моментов творчества: момент достижения произведения, зародившегося в глубинах творческой личности, вовне, в иное, где оно должно заявить о себе как нужная людям сущность.
Правила монтажа журналистского текста:
- Первое правило
Соблюдать чёткость предъявления текстовых элементов в их собственных границах.
Каждый текстовый элемент — микросущность, и, чтобы она могла быть адекватно воспринята, ее нужно адекватно выразить.
- Второе правило
Необходимо контролировать, как соотносятся текстовые элементы фактологического слоя информации с текстовыми элементами слоя оценочной информации, соблюдая пропорции, подсказываемые жанровой спецификой материала.
Нарушая это правило, автор рискует впасть в один из двух грехов: он может либо «утонуть» в фактах, не будучи в состоянии вскрыть их смысл, либо «погрязнуть» в беспочвенных оценках, не воспринимаемых аудиторией, поскольку они слабо аргументированы.
- Третье правило
Следует выдерживать смысловую, стилистическую, интонационную целостность найденных монтажных приёмов, стремясь к эстетической завершённости текста.