Пояснительная записка. А45 Музыка. 1—4 кл., 5—8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В

Алеев, В. В.

А45 Музыка. 1—4 кл., 5—8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. — 90, [4] с. ISBN 5—7107—8337—4

Сборник адресован учителям начальных классов и учителям музыки общеобразовательных учреждений различного типа.

Программы рекомендованы Министерством образования Российской Федерации. В комплекте с программами выпускаются учебники, рабочие тетради, нотные хрестоматии с методическими рекомендациями для учителя, фонохрестоматии.

УДК 372.878 ББК 74.268.53

© В. Алеев, Т. Науменко,

ISBN 5—7107—8337—4

Т. Кичак, 2003 © ООО «Дрофа», 2003

Программа по музыке для общеобразовательных учреждений.

Классы

(Программа «Музыка.1 - 4 классы» обеспечена учебно-методическим комплектом для 1 класса (авторы: В. В. Алеев, Т. Н. Кичак). Он включает учебник, рабочую тетрадь, нотную хрестоматию и методические рекомендации для учителя. Готовятся к изданию учебно - методические комплекты для 2, 3 и 4 классов, а также музыкальная фонохрестоматия для 1 - 4 классов.)

Авторы: В. В. Алеев (научный руководитель),

Т. Н. Кичак

Пояснительная записка

Программа «Музыка», рассчитанная на четыре года обучения, предназначена для общеобразователь- ных учреждений различного типа. Она разработана на основе обязательного минимума содержания начального общего образования с опорой на примерные программы начального общего образования (раздел «Музыка»).

Данная программа во многом учитывает позитивные традиции в области музыкально-эстетического образования школьников, сложившиеся в отечественной педагогике. Преимущественной содержатель- ной и концептуальной опорой стали главные положения программы, созданной под научным руководством Д. Б. Кабалевского.

ЦЕЛЬ предмета «Музыка» в начальной школе заключается в формировании основ духовно -нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

ЗАДАЧИ предмета «Музыка» заключаются в следующем:

— привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;

— научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

— способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;

— привить основы художественного вкуса;

— научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь литературой и изобразительным искусством);

— обучить основам музыкальной грамоты;

— сформировать потребность в общении с музыкой.

Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней, игра на детских музыкальных инструментах, а также музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование, импровизация и музыкально-драматическая театрализация.

Широкий интегративный контекст программы (имеются в виду многочисленные содержательные связи с предметами «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Русский язык», «Окружающий мир») не снижает самоценности предмета «Музыка», а лишь придает больший «стереофонический» объем в восприятии и усвоении его содержания.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков, охватывающие временной диапазон от эпохи барокко до наших дней, народная музыка России и стран ближнего и дальнего зарубежья, образцы духовной музыки, а также значительно обновленный репертуар композиторов-песенников. Особо отметим, что песенный материал не столько выполняет вспомогательную, «иллюстративную» функцию, сколько играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор музыкальных произведений осуществлен с учетом их доступности, художественной выразительности, очевидной образовательной и воспитательной направленности.

Академический материал подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках урочной деятельности; песенный репертуар дан в расширенном варианте с целью его вариативного использования.

Сочинения (или их фрагменты), предназначенные для прослушивания, звучат не более одной - двух минут в 1, 2 классах и две-три минуты в 3 и 4 классах.

В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий (В. Алеев), стилевой подход, творческий метод (Л. Предтеченская), системный подход, метод восхождения от частного к общему.

Метод междисциплинарных взаимодействий является важнейшим стратегическим методом данной программы. Его сущность соотносится с понятием межпредметные связи, широко применяемым в области школьной педагогики.

Авторам представляется более точным употребление термина дисциплина, выражающего, по определению С. Ожегова, «самостоятельную отрасль... науки». В данном случае такую самостоятельную отрасль представляет каждый из предметов эстетического цикла, вместе составляющих единую образовательную область «Искусство».

Кроме того, более адекватным считаем употребление понятия взаимодействие, выявляющего процессы воздействия различных дисциплин друг на друга, а также их взаимную обусловленность.

В рамках программы для начальной школы метод междициплинарных взаимодействий проявляет себя в «создании художественного контекста» (Л. Горюнова) — поэтического, изобразительного по отношению к музыкальному (1 - 4 классы); в выявлении содержательной общности между музыкой, поэзией и живописью на уровне темы (2 класс. Тема «Осень: поэт — художник — композитор»); в обозначении некоторых жанровых параллелей между музыкой и живописью (3 класс. Тема «Может ли музыка нарисовать портрет?»); наконец, в нахождении взаимодействия отдельных средств художественной выразительности между музыкой и изобразительным искусством (4 класс. Тема «Цвет и звук: «музыка витража»).

Особо отметим, что явление взаимодействий распространяется не только на область искусства, но и получает широкое воплощение с точки зрения «музыка и жизнь».

Стилевой подход, также широко применяемый в программе, нацелен на постепенное формирование у школьников осознанного стилевого восприятия музыки. Понимание стиля, представляющего как «музыкально-интонационный почерк» отдельного произведения (1 класс. Тема «Детский альбом» П. И. Чайковского»; 4 класс. Тема «Знаменитая Сороковая»), творчества композитора (2 класс. Тема «Вечный солнечный свет в музыке — имя тебе Моцарт!»), музыкального течения (3 класс. Тема «Великое содружество русских композиторов»), музыкального направления (4 класс. Тема «Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики»), пронизывает тематизм программы с 1 по 4 класс.

Творческий метод, впервые обозначенный в середине 90-х годов Л. Предтеченской в применении к курсу «Мировая художественная культура», используется в нашей программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно - результативный показатель ее практического воплощения.

Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и потому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности школьников, и в первую очередь в пении, импровизации, музыкально-драматической театрализации.

В связи с этим отличительными критериями оценки творчества и деятельности как учащихся, так и учителя являются неповторимость и оригинальность, проявляющиеся в опоре на личную инициативу, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы — ее тематизма, музыкального и фонового материала, видов практической деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей и целого (в данном случае соотносится содержание каждого года обучения с содержанием всего этапа начального образования, а также с внутренней структурой программы). Наконец, использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими (настоящей программы по музыке с программами по литературному чтению, изобразительному искусству, русскому языку, окружающему миру).

Метод восхождения от частного к общему отражает постоянное развитие компонентов программы по пути все более полного, всестороннего и целостного охвата материала.

Программа имеет трехуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы систематичности и последовательности (метод «шаг за шагом»); «развития по спирали» (многократные повторения тем на разных этапах, в разных классах, на более обогащенном смысловом уровне); сквозного развития (непрерывное развитие тем внутри каждого класса).

Первый (концептуальный) уровень проявляет себя в названиях тем каждого года обучения, играющих роль опорных точе к в развитии содержания:

1 класс — «Музыка, музыка всюду нам слышна...»;

2 класс — «Музыкальная прогулка»;

3 класс — «О чем рассказывает музыка»;

4 класс — «Музыкальное путешествие».

Содержание 1 класса раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребенка. Рассказывается, что музыка звучит повсюду — в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных постановках.

Во 2 классе содержание углубляется за счет привлечения более широкого контекста музыкальных и других художественных явлений. Происходит развитие и углубление таких тем, как «Музыкально-театральные жанры», «Музыкальные инструменты», «Музыка — живопись — поэзия», «Основы музыкальной грамоты».

В 3 классе акцентируется проблема, связанная с многообразием содержания музыкальных произведений (музыкально-историческая тема, музыкально-патриотическая тема, духовная музыка). Кроме того, ряд внутренних тем освещает вопросы влияния содержания на музыкальную интонационность, на музыкальные формы (вариации, рондо).

В 4 классе аккумулируется вышеназванная проблематика; школьники знакомятся с музыкальной культурой России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья — Украины, Белоруссии, Польши, Италии, Австрии, Германии, Норвегии, Франции. Музыкальное путешествие предстает в ориентации на яркие музыкальные стили:

- стиль выдающихся произведений (В. А. Моцарт. Симфония № 40; Л. Бетховен. Симфония № 5;

Ф. Шопен. Этюд, соч. 10 № 12 «Революционный»; А. Скрябин. «Прометей» и др.);

- стиль творчества отдельного композитора (В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Дж. Верди, Э. Григ);

- стиль музыкального течения («Могучая кучка»);

- стиль направления (венский классицизм).

Второй (переходный) уровень организации содержания воплощается в опоре на указанный принцип «развития по спирали». Это позволяет выстроить внутреннюю рубрикацию содержания по, отражающим последовательное и систематическое прохождение тем в каждом из четырех классов начальной школы. Укажем эти блоки.

ПРИРОДА В МУЗЫКЕ. Краски осени; «Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?»; Природа просыпается; Мелодии и краски весны (1 класс). Осенины; Осень: поэт — художник — композитор (Некоторые темы, содержание которых органично вписывается в различные тематические блоки, представляются неоднократно (например, тема 2 класса «Осень: поэт — художник — композитор» включена в тематические блоки «Природа в музыке» и «Музыка — живопись — поэзия»); Зима: поэт — художник — композитор; Весна: поэт — художник — композитор (2 класс). Картины природы в музыке; «Мороз и солнце, день чудесный...» (3 класс). Осень в Желязовой Воле; Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига; Петербург. Белые ночи (4 класс).

СКАЗОЧНЫЕ И БЫЛИННЫЕ ОБРАЗЫ В МУЗЫКЕ. Волшебная страна звуков; В гостях у сказки; «Кто-кто в теремочке живет?»; «Давайте сочиним оперу», или Музыкальная история про Чиполлино и его друзей (1 класс). Композитор - сказочник Н. А. Римский - Корсаков; Рождественский балет П.И.Чайковского «Щелкунчик»; «Снегурочка» — весенняя сказка Н. А. Римского-Корсакова (2 класс). В сказочной стране гномов; «Дела давно минувших дней...»; «Там русский дух... там Русью пахнет!» (3 класс). Арлекин и Пьеро; В подводном царстве (4 класс).

НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПРАЗДНИКИ. «Новый год! Новый год! Закружился хоровод...»; Веселый праздник Масленица; Весенний вальс (1 класс). Осенины; Рождественский балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»; Праздник бабушек и мам (2 класс). «Рождество Твое, Христе Боже наш...»; Прощай, Масленица!; Вечная память героям. День Победы (3 класс).

НАША РОДИНА. ГЕРОИЧЕСКАЯ И ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ТЕМА. «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»; Что такое патриотизм; Русский национальный герой Иван Сусанин; Вечная память героям. День Победы (3 класс). «Россия — любимая наша страна...»; «Так полюбил я древние дороги»; «Москва! Как много в этом звуке...»; «Россия — священная наша держава, Россия — любимая наша страна...» (4 класс).

МУЗЫКА — ЖИВОПИСЬ — ПОЭЗИЯ (междисциплинарные темы). «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку...»; Краски осени; Природа просыпается; Музыкальные инструменты. Тембры-краски (1 класс). «Картинки с выставки»; Осень: поэт — художник — композитор; Зима: поэт — художник — композитор; Весна: поэт — художник — композитор; Звуки-краски; Тембры-краски (2 класс). Картины природы в музыке; Может ли музыка нарисовать портрет?; Картины, изображающие музыкальные инструменты; Портреты музыкантов (3 класс). Цвет и звук: «музыка витража»; Поэма огня «Прометей» (4 класс).

ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ, ВЕЛИКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. «Детский альбом» П. И. Чайковского (1 класс). Композитор-сказочник Н. А. Римский-Корсаков; «Вечный солнечный свет в музыке — имя тебе Моцарт!» (2 класс). М. И. Глинка — основоположник русской классической музыки; С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк» (3 класс). Блеск и мощь полонеза (Ф. Шопен); Осень в Желязовой Воле (Ф. Шопен); Ноктюрны Ф. Шопена; «Музыка Шопена — это пушки, прикрытые цветами»; «Народный» композитор Италии Джузеппе Верди; Знаменитая Сороковая; Героические образы Л. Бетховена; Песни и танцы Ф. Шуберта; «Не ручей — море ему имя»; Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига (4 класс).

ЖАНРЫ МУЗЫКИ. «Встанем скорей с друзьями в круг — пора танцевать...»; Ноги сами в пляс пустились; Марш деревянных солдатиков (1 класс). Марш Черномора; В оперном театре; «Балло» означает «танцую»; Рождественский балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» (2 класс). С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк» (3 класс). Что такое мюзикл? (4 класс).

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. В детском музыкальном театре; «Давайте сочиним оперу», или Музыкальная история про Чиполлино и его друзей (1 класс). В оперном театре; «Балло» означает «танцую»; Рождественский балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»; Музыкальные театры мира (2 класс). Что такое мюзикл? (4 класс).

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ВИДЫ ОРКЕСТРОВ. Русские народные музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов; Музыкальные инструменты. Тембры-краски (1 класс). Величественный орган; Инструмент-оркестр. Фортепиано; Тембры-краски; Звуки клавесина; «Эту музыку легкую... называют эстрадною...» (2 класс). Струнные смычковые инструменты; Картины, изображающие музыкальные инструменты (3 класс). Симфонический оркестр; Джазовый оркестр (4 класс).

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. Легко ли стать музыкальным исполнителем?; На концерте (1 класс). Легко ли быть музыкальным исполнителем?; Выдающиеся музыканты-исполнители; Концертные залы мира (3 класс).

ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ. Музыкальное эхо (динамика); «Водят ноты хоровод...»; Где живут ноты? (1 класс). Весело-грустно (мажор-минор); «Мелодия — душа музыки»; Музыкальная интонация; Ноты долгие и короткие (музыкальные длительности); Для чего нужен музыкальный размер?; Музыкальный аккомпанемент; Диезы, бемоли, бекары (2 класс). Многообразие в единстве: вариации; Бег по кругу: рондо; Какими бывают музыкальные интонации; Знаки препинания в музыке (3 класс). В 4 классе сведения по музыкальной грамоте ассимилированы в монографических темах.

Остальные тематические блоки — «Духовная музыка», «Музыка в кинофильмах и мультфильмах» — более камерны по объему. Отметим, что преподавание духовной музыки в общеобразовательных учреждениях различного типа не может быть одинаковым. Поэтому нами представлен минимум содержания в русле данной темы. С целью расширения содержания духовной музыки целесообразно использовать материалы программы «Духовная музыка: Россия и Запад» (М.: Просвещение, 1993).

Наконец, использование принципа сквозного развития определяет построение содержания внутри каждого класса — третий (практический) уровень. Данный уровень наглядно отражен в примерном поурочно-тематическом планировании.

Таким образом, подобное выстраивание содержания программы для 1 - 4 классов представляет, с одной стороны, законченную и систематическую целостность, с другой, необходимый подготовительный этап для последующего качественно нового погружения в проблематику музыкальной культуры в рамках программы основной школы.

В подтверждение вышесказанного приведем пример, наглядно показывающий линию содержательного взаимодействия программ для начальной и основной школы. Так, тема, связанная с выразительностью звучания музыкальных тембров, получает следующее динамическое развертывание.

Класс Тема Методические задачи
  Музыкальные инструменты. Тембры-краски. Знакомство со звучанием отдельных музыкальных инструментов (челеста, флейта, арфа, скрипка)
  Тембры-краски. Продолжение знакомства со звучанием отдельных музыкальных инструментов (орган, фортепиано, клавесин). Колористические возможности индивидуальных тембров (колокольчики) в создании причудливо-фантастических образов
  Струнные смычковые инструменты Выразительные возможности музыкальных инструментов (на примере отдельных струнных смычковых инструментов)
  Симфонический оркестр Выразительная роль групп музыкальных инструментов в создании образа произведения
  Соло и тутти Выразительные возможности различных тембровых сочетаний

Отдельного комментария требует так называемый теоретический раздел программы, включающий сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты. Отметим, что изучение нотной грамоты авторы не определяли как самоцель. Необходимые теоретические понятия и сведения воплощаются по-разному. Одни из них введены в образные названия содержательных тем («Тембры-краски», «Знаки препинания в музыке»), другие представлены в рисунках и фотографиях (изображения звуковысотной «лесенки-чудесенки», музыкальных инструментов), третьи даны в форме текстов-предложений на страницах учебника и рабочей тетради. Таким образом, теория как будто растворяется в общем содержательном потоке.

Принципиальной установкой программы является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении ее содержания. Для понимания и усвоения целого ряда понятий и терминов авторы намеренно вводят так называемые «легкие» темы («Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!», «Легко ли стать музыкальным исполнителем?» и др.). Такие темы помогают ребенку в шутливой форме, в форме игры, а порой и методом «от обратного» постичь смысл содержания урока.

Подробная рубрикация содержания программы поможет учителю четко организовать поурочное планирование. Однако такая точная регламентированность не должна отражаться на живом характере занятий. Авторы допускают творческий подход со стороны учителя в том, что касается возможной замены отдельных музыкальных произведений, введения дополнительного музыкального материала, методики проведения урока.

Содержание программы и примерное поурочно-тематическое планирование

(Песенный материал представлен в программе в расширенном варианте. Это дает учителю возможность вариативного подхода к его применению.)

1 класс (33 ч)

Тема года:

«МУЗЫКА, МУЗЫКА ВСЮДУ НАМ СЛЫШНА...»

Первая четверть (9 ч)

Урок 1. «Нас в школу приглашают задорные звонки...» (1 ч)

Музыкальный материал:

Г. Струве, стихи К. Ибряева. Мы теперь ученики (пение).

Урок 2. «Музыка, музыка всюду нам слышна...» (1 ч)

Музыкальный материал:

Г. Струве, стихи В. Викторова. Веселая песенка (пение).

Урок 3. «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку...» (1ч)

Музыкальный материал:

Г. Струве, стихи Н. Соловьевой. Так уж получилось (пение).

Урок 4. Краски осени (1ч)

Музыкальный материал:

В. Иванников, стихи Т. Башмаковой. Осенняя сказка (пение);

А. Филиппенко, стихи Т. Волгиной. Мы на луг ходили (пение, музыкально-ритмические движения).

Уроки 5, 6. «Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?» (2 ч)

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Ноктюрн, соч. 19 № 4. Фрагмент (слушание);

В. Николаев, стихи И. Сусидко. Песенка об осеннем солнышке (пение, музыкально-ритмические движения);

В. Николаев, стихи Н. Алпаровой. На прогулку под дождем (пение, музыкально-ритмические движения).

Урок 7. Музыкальное эхо (1ч)

Музыкальный материал:

Е. Поплянова, стихи Н. Пакулевой. Эхо (пение, игра на детских музыкальных инструментах, театрализация);

Е. Поплянова, стихи В. Татаринова. Камышинка-дудочка (пение, импровизация).

Уроки 8, 9. «Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!» (2 ч)

Музыкальный материал:

М. Мусоргский. Балет невылупившихся птенцов. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание):

Г. Струве, стихи В. Викторова. Переменка (пение);

Повторение песенного материала по выбору учителя (учащихся).

Вторая четверть (7 ч)

Урок 10. «Встанем скорей с друзьями в круг — пора танцевать...» (1 ч)

Музыкальный материал:

Д. Шостакович. Вальс-шутка (слушание);

А. Спадавеккиа, стихи Е. Шварца. Добрый жук (слушание);

Потанцуй со мной, дружок. Немецкая народная песня (пение, музыкально-ритмические движения);

Гусята. Немецкая народная песня (пение).

Урок 11. Ноги сами в пляс пустились (1ч)

Музыкальный материал:

Камаринская (в исполнении оркестра русских народных инструментов, слушание);

Во поле береза стояла. Русская народная песня (в сольном исполнении, слушание);

Ах вы, сени. Русская народная песня, обработка В. Агафонникова (игра на детских музыкальных инструментах).

Урок 12. Русские народные музыкальные инструменты. Оркестр русских народных музыкальных инструментов (1ч)

Музыкальный материал:

Светит месяц. Русская народная песня (в исполнении оркестра русских народных инструментов, слушание);

Во поле береза стояла. Русская народная песня (в исполнении оркестра русских народных инструментов, слушание);

Коробейники. Русская народная песня (игра на детских музыкальных инструментах).

Урок 13. Марш деревянных солдатиков (1ч)

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков. Из «Детского альбома» (слушание);

Встанем в круг. Английская народная песня (пение, музыкально-ритмические движения).

Урок 14. «Детский альбом» П. И. Чайковского (1ч)

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Болезнь куклы. Новая кукла. Из «Детского альбома» (слушание);

Г. Струве, стихи В. Семернина. Маленькая мама (пение, импровизация).

Урок 15. Волшебная страна звуков. В гостях у сказки (1ч)

Музыкальный материал:

А. Лядов. Музыкальная табакерка (слушание);

Г. Струве, стихи Н. Соловьевой. Пестрый колпачок (пение, импровизация);

Р. Шуман. Дед Мороз. Из фортепианного цикла «Альбом для юношества». Фрагмент (слушание);

Г. Вихарева. Елочка любимая (пение, музыкально-ритмические движения).

Урок 16. «Новый год! Новый год! Закружился хоровод...» (1 ч)

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Вариация П. Из балета «Щелкунчик». Фрагмент (слушание);

Г. Струве, стихи Н. Соловьевой. Новогодний хоровод (пение, музыкально-ритмические движения);

Г. Вихарева. Дед Мороз (пение, музыкально-ритмические движения).

Третья четверть (10 ч)

Уроки 17, 18. Зимние игры (2 ч)

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Вальс снежных хлопьев. Из балета «Щелкунчик». Фрагмент (слушание);

Н. Перунов. Белый пух; Мороз, мороз. Попевки. (пение, импровизация).

М. Красев, стихи С. Вышеславцевой. Зимняя песенка (пение).

Урок 19. «Водят ноты хоровод...» (1 ч)

Музыкальный материал:

В. Герчик, стихи Н. Френкель. Нотный хоровод (пение);

А. Островский, стихи 3. Петровой. До, ре, ми, фа, соль... (пение).

Урок 20. «Кто-кто в теремочке живет?» (1 ч)

Музыкальный материал:

Теремок. Русская народная песня, обработка А. Агафонникова (игра на детских музыкальных инструментах).

Уроки 21, 22. Веселый праздник Масленица (2 ч)

Музыкальный материал:

И. Стравинский. Русская. Из балета «Петрушка». Фрагмент (слушание);

Едет Масленица дорогая. Русская народная песня (пение);

Мы давно блинов не ели. Попевка (пение, импровизация);

Перед весной. Русская народная песня. Из сборника «Детские песни» под редакцией П. Чайковского (пение).

Урок 23. Где живут ноты? (1ч) Музыкальный материал:

Г. Струве, стихи Н. Соловьевой. Песенка о гамме (пение).

Урок 24. Весенний вальс (1ч) Музыкальный материал:

A. Филиппенко, стихи Т. Волгиной. Весенний вальс (пение);

Е. Соколова. Сегодня мамин день (пение).

Урок 25. Природа просыпается (1 ч)

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Песня жаворонка. Из «Детского альбома» (слушание);

Ой, бежит ручьем вода. Украинская народная песня, обработка К. Волкова (пение, игра на детских музыкальных инструментах);

Веснянка. Украинская народная песня (пение).

Урок 26. В детском музыкальном театре (1ч)

Музыкальный материал:

И. Стравинский. У Петрушки. Из балета «Петрушка». Фрагмент (слушание);

И. Брамс. Петрушка (пение, игра на детских музыкальных инструментах, театрализация).

Четвертая четверть (7 ч)

Урок 27. Мелодии и краски весны (1 ч)

Музыкальный материал:

И. Стравинский. Тема «весеннего произрастания». Из балета «Весна священная» (слушание);

B. А. Моцарт, стихи Кр. Овербека. Тоска по весне (слушание);

П. Чайковский. Старинная французская песенка. Из «Детского альбома» (слушание);

В. Николаев, стихи Н. Алпаровой. Песня ручья (пение);

Я. Дубравин, стихи Е. Руженцева. Капли и море (пение).

Урок 28. Мелодии дня (1ч)

Музыкальный материал:

Р. Шуман. Май, милый май, скоро ты вновь настанешь! Из фортепианного цикла «Альбом для юношества». Фрагмент (слушание);

B. А. Моцарт, русский текст С. Свириденко. Колыбельная (слушание);

C. Прокофьев. Ходит месяц над лугами. Из фортепианного цикла «Детская музыка» (слушание);

Е. Поплянова, стихи Н. Пикулевой. Песенка про двух утят (пение).

Урок 29. Музыкальные инструменты. Тембры-краски (1 ч)

Музыкальный материал:

С. Прокофьев. Тема птички. Из симфонической сказки «Петя и волк» (соло флейты, слушание);

К. Дебюсси. Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты». Фрагмент (соло арфы, слушание);

Н. Римский-Корсаков. Тема Шехеразады. Из симфонической сюиты «Шехеразада» (соло скрипки, слушание);

Е. Тиличеева, стихи А. Гангова. Догадайся, кто поет (пение);

Г. Левкодимов, стихи Э. Костиной. Веселые инструменты (пение, игра на детских музыкальных инструментах, импровизация).

Урок 30. Легко ли стать музыкальным исполнителем? (1 ч)

Музыкальный материал:

М. Завалишина, стихи И. Андреевой. Музыкальная семья (пение, театрализация).

Урок 31. На концерте (1 ч)

Музыкальный материал:

В. Дементьев, стихи И. Векшегоновой. Необычный концерт (пение).

Урок 32. «Но на свете почему-то торжествует доброта...» (музыка в мультфильмах) (1 ч)

Музыкальный материал:

А. Шнитке. Rondo. Из «Concerto grosso» № 1 для двух скрипок, клавесина, препарированного фортепиано и струнного оркестра (звучит в мультфильме «Карандаш и ластик» из мультсериала «Карусель»). Фрагмент (слушание);

Б. Савельев, стихи А. Хаита. Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда» (слушание);

В. Шаинский, стихи Э. Успенского. Голубой вагон. Из мультфильма «Старуха Шапокляк» (пение);

Ю. Тугаринов. Добрые волшебники (пение).

Урок 33. «Давайте сочиним оперу», или Музыкальная история про Чиполлино и его друзей (1ч)

Музыкальный материал:

Б. Алеев, стихи неизвестного автора. Песня графа Вишенки. Из детского спектакля «Чиполлино» (слушание или пение, театрализация);

Б. Алеев, стихи С. Маршака. Песня синьора Помидора. Из детского спектакля «Чиполлино» (слушание или пение, театрализация);

В. Алеев, стихи С. Маршака. Я — веселый Чиполлино. Заключительный хор. Из детского спектакля «Чиполлино» (слушание, пение, театрализация).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: