При исследовании процессов принятия решений основное внимание, как правило, уделяется стадии разработки альтернатив решения и вопросам, связанным с нахождением оптимального варианта, однако практика управления свидетельствует, что именно реализация решений, как наиболее сложный, трудоемкий и длительный этап, является одновременно и самым слабым звеном в процессе управленческой деятельности.
Основными проблемами в этой области являются затягивании сроков и недостаточная эффективность реализованных решений.
Проблема организации осуществления решений заключается в необходимости координировать множество взаимосвязанных, одновременно выполняемых управленческих решений, находящихся на различных стадиях реализации. Стадию реализации управленческого решения можно представить в виде последовательности основных процедур, состоящих, в свою очередь из решения более мелких задач [3]:
1. Разработка плана реализации решения:
· Определение комплекса необходимых работ.
|
|
· Определение необходимого объема ресурсов.
· Определение числа исполнителей.
· Распределение работ, ресурсов и исполнителей по объектам, задачам и срокам.
2. Управление реализацией решения:
· Проведение инструктивно-методических мероприятий с исполнителями.
· Личное распорядительство в ходе выполнения решений.
· Оказание помощи исполнителям в случае возникновения трудностей.
3. Контроль выполнения решения:
· Контроль за соблюдением основных характеристик реализуемого решения.
· Контроль за соблюдением сроков реализации.
· Контроль за состоянием проблемной ситуации.
· Выявление причин отклонений в ходе реализации решения.
· Внесение (в случае необходимости) изменений в программу реализации решения.
4. Оценка результатов реализации:
· Периодическая оценка фактической эффективности решения.
· Прогнозирование окончания срока эффективного действия решения.
· Определение необходимости в корректировке действующего или принятии нового решения.
· Накопление, систематизация опыта и разработка алгоритмов реализации стандартных решений.
Для более эффективного осуществления этапа организации и контроля выполнения решений целесообразно использовать сетевые и ленточные графики, диаграммы Ганта, матричные расписания и т.д. В связи со сложностью и взаимосвязанностью решаемых задач немалую помощь менеджеру на этом этапе могут оказать специально разрабатываемые компьютеризованные системы сопровождения управленческого процесса.