Материал для чтения охватывает важные в образовательно-воспитательном отношении стороны окружающей действительности и вводит его в тематику, типичную для художественной и научно-популярной литературы, обеспечивает Необходимую подготовку для изучения систематических курсов литературы и истории в средней школе.
Направленность методического аппарата книг для чтения на «пучение произведений не только познавательного, но и нравственно -эстетического содержания способствует литературному развитию учащихся.
На уроках чтения дети узнают о жизни и борьбе трудящихся до Великого Октября, о создателе первого в мире социалистического государства В. И. Ленине, о героизме советского народа в годы гражданской и Великой Отечественной войн.
Изучение центральных тем программы, посвященных нашей Родине, жизни и деятельности В. И. Ленина, труду советских людей, имеет особое значение в осуществлении идейно-политического, трудового и нравственного воспитания школьников.
Для повышения воспитательной направленности уроков чтения в программу III—V классов включаются произведения о символах Советского государства — Гербе, Флаге, Гимне СССР, о Конституции СССР.
|
|
Большое значение в трудовом и нравственном воспитании школьников, в их эстетическом и речевом развитии имеют специально выделенные в программе темы нравственно-трудового характера («Великая радость — работа», «Славим Родину делами» и т. д.).
В центре внимания учителя и ученика на уроках чтения должно быть изучаемое художественное произведение, его содержание, идейная направленность и изобразительные средства языка.
Большая часть времени (30—35 мин) на уроках чтения в III— V классах отводится чтению и работе над текстом.
Беседы и рассказы, предшествующие чтению, должны быть тесно связаны с содержанием читаемых текстов, возбуждать интерес к теме, эмоционально настраивать и помогать правильному восприятию детьми произведения.
Навыки чтения. В процессе проведения занятий по чтению у школьников должны сформироваться: навык чтения — важнейший вид речевой деятельности, основные умения и навыки работы с текстом и книгой, кроме того, должна получить дальнейшее развитие связная речь учащихся, повыситься культура их речевого общения.
В 1 классе дети овладевают сознательным, правильным и плавным слоговым чтением текстов, пересказом небольших текстов с опорой на картинку или серию картинок.
Всю программную работу с текстом учащиеся выполняют вместе с учителем.
Во II и III классах дети переходят к самостоятельному чтению про себя отдельных отрывков, коротких рассказов, под руководством учителя находят в тексте главную мысль произведения, слова и выражения, которые характеризуют действующих лиц, обучаются словесному рисованию, умений отвечать на вопросы, передавать содержание сказки или иллюстрации к ней.
|
|
В IV классе завершается формирование навыка чтения целыми словами, больше внимания уделяется самостоятельной работе учащихся по осмыслению текста: установлению последовательности действий в рассказе, выявлению причинно-следственных связей и др.
В V классе все ученики должны читать текст правильно, осознанно, целыми словами. Они должны самостоятельно пересказывать текст, составлять простейший план, выделять основную мысль прочитанного, полно, кратко и выборочно пересказывать прочитанное.
С самого начала обучения чтению следует уделять внимание сознательному чтению, что предполагает полное понимание смысла прочитанного.
В связи с этим программой предусматривается, помимо формирования навыков чтения, систематическая работа над текстом, которая тесно увязывается с организацией словарной работы на уроках чтения.
Словарная работа включает в себя работу над правильным-произношением слова, пониманием его лексического и грамматического значения и употреблением слова в связной речи.
Словарная работа должна быть направлена на активизацию-имеющегося у ребенка словаря, его обогащение и уточнение. Обогащается как пассивный, так и активный словарь. Активизировать словарь — это значит научить школьника не только понимать прочитанное, но и сознательно и правильно пользоваться словом в связной речи.
При отборе слов следует учитывать, какие слова поясняются лишь бегло, чтобы облегчить понимание текста, а какие отрабатываются основательно, чтобы они вошли в активный словарь учащихся. Объяснение слов дается либо непосредственно перед чтением рассказа, либо во вступительной беседе, а закрепление их в речи детей предусматривается в процессе анализа содержания прочитанного и в последующей беседе при проверке усвоения содержания.
В процессе чтения ученик должен осознать не только лексическое значение слова, но и его грамматическую форму. Слова даются в контексте.
Внеклассное чтение. Оно рассматривается как обязательная часть подготовки младших школьников в области русского языка, как важное средство развития и воспитания учащихся в процессе обучения.
Цель внеклассного чтения — познакомить учащихся с детской-литературой, входящей в круг чтения современного школьника младшего и среднего возраста, во всем ее разнообразии, сформировать интерес к книге и положительное отношение к самостоятельному чтению.
Основной формой работы с детской книгой в I—V классах являются уроки внеклассного чтения.
В содержании программы уроков внеклассного чтения на каждом этапе обучения выделяются два основных раздела:
1) круг чтения - указание на то, с какими книгами и в каком порядке следует знакомить детей на данном этапе работы;
2) работа с детской книгой — знания, умения и навыки, которые формируются на этом учебном материале.
ПРОГРАММА