Виды педагогического творчества

Дидактическое творчество – это деятельность в сфере обучения по изобретению различных способов отбора и структурирования учебного материала, методов его передачи и усвоения учащимися.

Дидактическое творчество самое распространенное и доступное для педагога. Вариаций здесь множество: использование различных игровых приемов, фоновой музыки, оценки знаний родителями, самооценки, цветомузыки в учебных целях и т.д.

Организаторское творчество – этотворчество в сфере управления и организаторской деятельности по созданию новых способов планирования, контроля, расстановки сил, мобилизации ресурсов, связи со средой, взаимодействию учащихся и педагогов и т.д.

Организаторское творчество обеспечивает научную организацию труда, рациональное использование всех факторов, способствующих достижению цели более экономным путем.

Технологическое творчество – это деятельность в области педагогической технологиии проектирования, когда осуществляются поиск и создание новых пед систем, процессов или ситуаций, способствующих повышению результативности обучения и воспитания учащихся.

Это самый сложный вид педагогического творчества: создание интегрированного урока, дифференцированных технологий обучения, создание бригадной формы производственного обучения учащихся колледжа и т.д. (Столяренко Л.Д.)

Технология (от греч. - искусство, мастерство, умение) – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (Толковый словарь)

Все разработанные и используемые технологии можно разделить на 2 вида: промышленные и социальные

Технология - комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и (или) эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.

Цель технологии – достижение гарантированного результата.

К промышленным относят технологии переработки природного сырья (нефти, газа, древесины и т.д.) или получение из него готовой продукции (металл, целлюлоза, отдельные детали и узлы и т.д.)

Социальной называют технологию, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром, подвергающимся изменению, - одно или несколько его свойств (качеств) (Смирнов С.И.)

Образовательные технологии отражают общую стратегию развития единого федерального образовательного пространства. Главная их функция – прогностическая. Система непрерывного образования в нашей стране может быть отнесена к рангу образовательных технологий (дошкольный, школьный, вузовский, поствузовский уровень).

Педагогические технологии отражают тактику реализации образовательных технологий и строятся на знании закономерностей функционирования педагогических систем, процессов или ситуаций.

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционированиявсех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)

Технология, включающая совокупность методов, средств, способов организации учебно-воспитательного процесса в школе, относится к педагогической технологии.

Педагогическая технология может включать в себя различные другие специализированные технологии (из иных областей науки и практики): информационные, медицинские, полиграфические и т.д., а также технологии обучения, воспитания, развития.

Педагогические технологии авторских школ
Школа адаптирующей педагогики (Е.А.Ямбург, Б.А.Бройде).
Модель «Русская школа».
Технология авторской Школы самоопределения (А.Н.Тубельский).
Школа-парк (М.А.Балабан).
Агрошкола А.А.Католикова.
Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард).

Технология обучения - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

В ней можно выделить два яруса. Верхний ярус — методы и формы — относится к дидактике, нижний ярус составляет педагогическую технику (средства и приемы) и, будучи дополнен личностными особенностями учителя (интуиция, манера поведения, мимика, жесты, отношения и так далее), является педагогическим искусством.

«Говоря, что это искусный педагог, что его искусство преподавания велико, мы и подчеркиваем именно это наличие интуиции, основанное на опыте, которое мы не научились передавать, т.е. не превратили в объект научного рассмотрения» (В.В. Гузеев)

Технология обучения Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов).

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)

Коллективный способ обученияКСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко)
Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков)

Технология воспитания – это совокупность методов, средств, способов организации воспитательного процесса

Природосообразное воспитание грамотности (А.М. Кушнир).
Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека.

Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова).

Технология сенсорного саморазвития (М. Монтессори)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: