Возрастная группа | Скорость выполнения (V) | ||||
Патология | Слабая | Возрастная норма | Хорошая | Высокая | |
6-7 лет 1-й класс 2-й класс 3-й класс | 0-14 0-19 0-22 0-15 | 15-17 20-27 23-32 16-25 | 18-29 28-36 33^1 26-36 | 30-39 37-44 42-57 37-48 | 40 и более 45 и более 58 и более 49 и более |
Возрастные нормативы точности выполнения теста Тулуз—Пьерона
Возрастная группа | Точность выполнения (K) | ||||
Патология | Слабая | Возрастная норма | Хорошая | Высокая | |
6-7 лет | 0,88 и менее | 0,89-0,90 | 0,91-0,95 | 0,96-0,97 | 0,98-1,0 |
1-2-й классы | 0,89 и менее | 0,90-0,91 | 0,92-0,95 | 0,96-0,97 | 0,98-1,0 |
3-й класс | 0,89 и менее | 0,90-0,91 | 0,92-0,93 | 0,94-0,96 | 0,97-1,0 |
выполнения теста Тулуз—Пьерона. Если при этом значение скорости попадает в зону патологии или слабого уровня, то ММД тоже вполне вероятна. Однако окончательный диагноз ставит невропатолог. О полном исчезновении ММД можно говорить только тогда, когда показатели точности и скорости выходят на уровень возрастной нормы.
Точность выполнения теста (К) связана с концентрацией внимания, однако может зависеть и от следующих характеристик: переключение внимания, объем внимания, оперативная память, визуальное мышление, личностные особенности.
|
|
Преобладание ошибок в начале и в конце строчки свидетельствует о нарушении переключения внимания. Если
ошибки возрастают пропорциояально расстоянию от образцов, т.е. по мере продвижения вправо и вниз на ответном бланке, то нарушены объемные характеристики внимания, сужено поле внимания. Выпадение или подмена образцов
типичны для ослабленной оперативной памяти. Ошибки, связанные с одновременным вычеркиванием квадратиков, как соответствующих образцам, так и тех, которые им зер-
кальны или симметричны относительно вертикальной оси, свидетельствуют о недостатках визуального мышления и анализа, а также несформированном разделении право-левой ориентации. Для переученных левшей также характерны такие ошибки.
Способность к произвольной концентрации внимания может сформироваться только по мере нормализации функционирования мозга. Устойчивость внимания связана с развитием произвольности, способности к волевой регуляции.
Дети с элементами аутизма в поведении хорошо понимают инструкцию и помнят ее в течение нескольких дней, а также правильно обрабатывают тренировочную строчку. Однако дальше выполнение программы нарушается. Они могут ритмично чередовать зачеркивания и подчеркивания, рисовать в каждом квадратике единичку или галочку и т.д. Такое у них возможно только в группе, один на один с экспериментатором подобные вещи не происходят.
Глава 5