Р. Штайнер (1861-1925) - австрийский педагог, мыслитель, философ. Философское учение Р.Штайнера, антропософия (antropos -человек, sophia - мудрость), рассматривает педагогику как науку
о человеке - совокупности трех составляющих: тела (опорно-двигательная система, обмен веществ, действенно-волевая сфера), души (сердце, дыхательная система, сфера эмоций) и духа (мозг и нервная система, интеллектуальная сфера). Задача педагога, по Штайнеру, привести все названные сферы в гармоническое взаимодействие, так как в обычном состоянии они разбалансированы.
Эта же трехчленность заложена в основу организации вальдорф-ской школы. Первые семь лет жизни - «раннее детство» (вклад в физическое развитие), следующие семь лет, с 7 до 14, - «детство» (вклад в эмоциональное развитие), далее, до 21 года, - «отрочество и юность» (вклад в духовное становление человека).
Основными принципами вальдорфской педагогики являются:
антропоцентризм;
образование ребенка является следствием его потребностей, а не социального заказа того или иного общества;
|
|
гармоничность развития всех составляющих человека (тела, воли, чувств, разума);
обучение дедуктивным путем, от общего к частному, от идеи - к ее реализации;
историчность - воспроизведение в процессе обучения основных этапов человеческой эволюции: занятия земледелием, ремеслами, искусством, наукой;
цикличность - использование естественных, т.е. суточных, сезонных и астрономических (астрологических), ритмов;
эвристичность - детям не навязывают готовых правил, а дают возможность сделать вывод самим;
художественность всего обучения.
Главное свойство педагогики Р. Штайнера - отрицание прямого воздействия на обучающегося. Воспитание и обучение идут через постепенное формирование эмоциональной сферы, интеллекта к воспитанию волевой сферы ученика.
Стержень воспитательной работы - организация нравственного воспитания, в основу которого положены Добро, Красота и Правда. Эти качества послужат воспитаннику в дальнейшем основой морали, творчества и мудрости.
С опорой на антропософские идеи Р. Штайнера австрийский педагог К. Кениг (1902-1966) в 1939 г. в Шотландии учредил школу - деревенскую общину для лиц с отклонениями в умственном развитии (поместье Кэмпхилл в Абердине). Тем самым было положено начало развитию новой ветви педагогики Р. Штайнера, получившее название «Кэмпхиллское движение». Это педагогическое направление ориентировано на оказание специальной социально-педагогической помощи лицам с отклонениями в развитии, для которых жизнь и обучение в системе массового образования,
а также последующая взрослая жизнь в традиционных условиях затруднительны.