Абилитация

Отличие реабилитации от абилитации.

При реабилитации основной радикал - это восстановление ранее утраченных навыков.

Абилитация - система мероприятий, которые направлены на улучшение физических и психических возможностей "инвалида" с рождения или с раннего действия. Т.е., если реабилитация направлена на восстановление, то абилитация направлена на формирование.

Абилитация - это адаптивно-развивающая деятельность, стимулирующая потенциальные возможности детей с дефектами развития и направленная на формирование оптимальных навыков социальной адаптации, наращивания социального потенциала, т.е. по сути, направлена на возможности личности реализоваться в данном обществе.

Определяющими для развития ребенка являются первые три года жизни ребенка. В первую очередь важно общение с матерью. Все программы ранней помощи являются семейно-центрированными, то есть, направленные на помощь всей семье, а не только ребенка.

При абилитации всегда будет оцениваться уровень психического развития ребенка. Оцениваются пять сфер развития:

1. Когнитивная сфера, то есть, способность обучаться.

2. Физическая сфера. Способность видеть, слышать, рефлекторная деятельность.

3. Коммуникативная сфера. Способность понимать речь и выражать свои потребности.

4. Социальная (эмоциональная). Способность проявлять эмоции к другим людям.

5. Адаптивные навыки (навыки самообслуживания). Ребенок должен сам кушать, одеваться.

Задачи специального образования при абилитации:

1. Максимально ранние выявления особых образовательных потребностей ребенка.

2. Максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения ребенка.

3. Обязательное включение родителей в процесс обучения, абилитации и т.д.

4. Расширение временных границ специального образования.

5. Наличие специализированного стандарта образования.

6. Более дифференцированное, пошаговое обучение.

7. Значительно более глубокая индивидуализация обучения.

Основные принципы абилитации или раннего вмешательства:

1. Междисциплинарный подход.

2. Любое нарушение рассматривается с точки зрения понимания психологических и социальных нужд его семьи. В данном случае выявляются не просто нарушения сами по себе, а то, как эти нарушения влияют на удовлетворение потребностей ребенка и семьи.

3. Ориентированность на личность ребенка. Ребенок понимается как активный человек, который имеет собственные ресурсы для развития.

4. Формирование близких отношений у ребенка. Ребенок развивается в эмоциональных отношениях. Без постоянства эмоционально-близких отношений позволяет ребенку самостоятельно войти в мир.

5. Акцент на коммуникацию. Ребенок развивается не только в процессе эмоциональных отношений, но и в процессе коммуникации. Поддержка и развитие коммуникации является и целью и средством программы вмешательства.

6. Позитивный образ ребенка и родителя. Важно построить такое общение специалиста с ребенком, которое позволяет ребенку почувствовать радость и уверенность в себе, а родителям почувствовать себя хорошими родителями.

7. Развитие через среду и окружение. Все, что окружает ребенка. Необходимо создать такое окружение ребенку (физическое, социальное), которое будет наиболее благоприятно для его развития.

8. Уважение культурным и семейным особенностям. Задача специалиста при разработке программы не навязывать единственно правильный способ поведения, а найти совместно с родителями гармонично вписывающуюся в их образ жизни программу помощи.

Основные стратегии развития партнерских отношений между специалистами и родителями:

1. Участие родителей в оценке уровня развития ребенка. Дает возможность родителям понять, осознать программу развития ребенка.

2. Предоставление возможности влиять на составление программы помощи и, конечно же, активное участие в этой программе. Без согласия родителей специалисты не имеют права на вмешательство.

3. Участие родителей в оценке эффективности программ помощи.

Факторы, которые влияют на эффективность раннего вмешательства:

1. Потенциальные возможности ребенка. В первую очередь физические, но так же и психические возможности.

2. Возраст, в котором начато вмешательство.

3. Интенсивность и продолжительность программ.

4. Вовлеченность родителей.

___


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: