Тренинг – это форма активного социально-психологического обучения. Его обязательной характеристикой является взаимодействие обучающихся (студентов) между собой. Тренинг- это также средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, умений, и опыта в области межличностного взаимодействия. В тренинге ведущий и студенты совместно исследуют социально-психологические явления, возникающие по ходу работы группы по постановке и решению проблем.
Тренинг проводится в малой группе. Оптимальное число участников – 12 человек. Именно такое количество участников позволяет каждому проявить максимальную активность и закрепить в полной мере полученные на тренинге умения и навыки в игровых ситуациях.
Тренинг проводится в специально оборудованном для возможностей видеозаписи помещении; с удобными креслами, расположенными по кругу. Тренинг предусматривает широкое использование ролевых игр, групповых дискуссии, психогимнастических упражнений. Эффективность проведения тренинга базируется на определенных методических принципах /правилах тренинга/. Основным инструментом влияния группы на личность является специально организованная обратная связь.
Основные тренинговые процедуры:
· Ведение дневника или учебного журнала.
· Деловые игры (взаимодействие нескольких, членов группы по решению общей задачи).
· Демонстрация показательных упражнений (например, видеозапись медиации).
· Дискуссия (общегрупповое общение).
· Изучение конкретных жизненных ситуаций.
· Имитация деятельности (деловая игра с элементами взаимодействия эмоций).
· Информация тренера.
· Метод изучения путем наблюдения (роль наблюдателей как способ обучения).
· Мозговой штурм.
· Обратная связь по кругу.
· Применение раздаточных материалов.
· Работа в малых группах.
· Разминка, разогрев, релаксация.
· Решение головоломок, задач, тестирование.
· Ролевая игра
· Структурированные упражнения по переживанию собственного опыта
· Чтение необходимых материалов (возможно, задание на дом).
Выбор тренинговой процедуры в конкретный момент зависит от следующих причин:
· цели тренинга;
· состава группы, количества участников, характеристики группы;
· проблемы, над которыми работают участники;
· динамики группы;
· личного предпочтения тренера, его физического и эмоционального состояния;
· навыка, который должен быть сформирован в результате тренинга;
· данных диагностики;
· времени, пространства, наличия вспомогательных и технических средств.
При проведении практических занятий преподаватели и студенты должны руководствоваться планами проведения этих занятий.
Планы практических занятий