Виды контроля

Характе­ристика контроля Оперативный Тематический Итоговый
       
Дель Ежедневный, еже­недельный анализ основных по к а зате-ей коррекционно-развивающего обу­чения. Вскрытие негатив-ныхявлений. Выработка реакций (быстрая реакция). Информация для тематического и итогового контроля Диагностика тех или иных наиболее значимых сторон деятельности кол­лектива. Установление взаимосвязей. Выработка реко­мендаций по регу­лированию учебнfl­ee^ итате л ьного процесса (предпо­лагается системный подход). Подготовка к ито­говому контролю Оценка результатов деятельности всей школьной системы (четверть, полуго­дие, год). Определение глав­ных задач коллек­тива на планируе­мый период
Источни­ки Не отличается глу­биной Внутришкольный контроль, материа­лы оперативного анализа, личные наблюдения руко­водителя в соот­ветствии с постав­ленной целью Итоги работы за четверть, полуго­дие, год на основе внутриш ко л ьного контроля. Данные тематичес­кого анализа. Результаты экзаме­нов по труду. Итоги работы по с о ц и ал ь н о-трудовой адаптации и реаби­литации
Содержа­ние Оперативная оцен­ка школы задень, неделю, месяц. Содержание стро­ится на основе по­сещения урока, внеклассных ме­роприятий. Оценивается работа учителя, обучаю­щихся. Изучение хода и состояния наиболее важных сторон пе­дагогического про­цесса, путей полу­чения итоговых по­казателей, характе­ризующих учебно-воспитательный процесс в целом, социальной Систематизация материалов опера­тивного и. темати­ческого контроля. Оформление в виде итоговых таблиц, графиков. Анализ итоговых показателей. Итоги состоят из наиболее важных

       
  Анализируется сос­тояние посещае­мости и дисципли­ны задень, неделю и т.д. Устанавливаются причины отклоне­ния в качестве преподавания и т.д. зашиты, результа­тов реабилитации. Система работы отдельных служб узловых проблем по всем звеньям школьной жизни (мониторинг, пси­холого-медико-пе­дагогическое сопровождение обучающихся). Анализ целевых программ
Особен­ности Чаще интуитивный Анализ работы учи­теля не ограничи­вается уроком. Изучается деятель­ность учителя по повышению квали­фикации, анализи­руется уровень ка­чества преподава­ния отделы) ых дис­циплин, качество знаний обучаю­щихся, уровень э моционального общения, коррек-ционная деятель­ность, работа спе­циалистов, т.е. обеспечивается системный подход Самый сложный вид. Перспективный ха­рактер. Требует подготовки в течение всего от­четного периода. Всегда проводится под руководством директора школы

Каждый учитель, проводя самодиагностику в начале года, оп­ределяет тот или иной уровень владения проблемой. Со своей сто­роны, руководители МО и администрация школы на основании результатов работы и внутришкольного контроля определяют про­фессиональный уровень педагога, сопоставляя результаты диаг­ностики и самодиагностики. Таким образом, появляется возмож­ность методическую работу строить на диагностической основе: выделить учителей, владеющих теми или иными проблемами на высоком уровне, для оказания практической помощи другим учи­телям; оказать помощь учителям, у которых уровень знаний тех или иных вопросов определился как низкий. Предложенная схема позволяет зафиксировать программу действий учителя в рамках одного года и на весь межаттестационный период.



       
 
   
 


В аналитической деятельности руководителя важное место за­нимает анализ урока и других форм обучения. В школьной практи­ке выделяется несколько видов анализов уроков (краткий, аспект-ный, развернутый). Схема анализа уроков в зависимости от целе­вых установок в педагогической литературе представлена доста­точно широко и не требует необходимости уточнения.

Вместе с тем полезно привести хотя бы примерную схему пе­дагогического анализа итогов деятельности за год, без чего невоз­можно определить задачи ни следующий учебный год, спланиро­вать работу.

1. Выполнение задач, поставленных перед школой на учебный
год (делается вывод, какие задачи и разделы плана прошедшего
учебного года выполнены полностью, какие нет, почему).

2. Всеобуч.

3. Внутришкольное руководство и контроль, их результаты.

4. Состояние работы с педагогическими кадрами. Аттестация и
ее итоги.

5. Анализ состояния преподавания, качества знаний, умений,
навыков. Реализация образовательной программы.

6. Анализ трудового обучения и воспитания, уровня профес­
сиональной подготовки. Социальная защита воспитанников.

7. Анализ уровня воспитательной работы.

8. Анализ уровня коррекционной работы

9. Анализ лечебно-профилактической работы.

10. Анализ работы специальных служб (психолога, логопеда,
социального педагога).

11. Анализ работы по целевым программам.

12. Анализ научно-исследовательской деятельности.

13. Анализ финансово-экономической и хозяйственной деятель­
ности.

14. Анализ положительных и отрицательных факторов.

Остановимся подробнее на последней позиции, ибо анализ по­ложительных и отрицательных факторов выступает эффективным средством определения потенциала учреждения, является необ­ходимым этапом стратегического планирования.

Здесь можно выделить две составляющие: внутренний анализ, объектом которого является деятельность самого учреждения, и анализ внешних обстоятельств деятельности, шкалы возможных и предполагаемых опасностей.

Цель этого анализа — усилить преимущества положения, а недо­статки свести к минимуму, ослабить внешние угрозы и создать но­вые возможности для развития. Эффективность анализа может быть повышена, если он будет сфокусирован как на требованиях потре­бителя, так и на возможности школы конкурировать на рынке спро­са. Зги две области являются ключевыми при создании долгосроч­ной стратегии развития учреждения. Стратегия эта разрабатывается


гаким образом, чтобы максимально повысить конкурентоспособность школы и усилить ее привлекательность для потребителя.

Результаты анализа положительных и отрицательных факторов, перспективных направлений и возможных неудач могут быть пред­ставлены следующим образом.

Положительные факторы: создано коррекционно-развивающее пространство, которое обеспечивает развитие механизмов ком­пенсации каждого воспитанника; положительно решаются воп­росы социально-трудовой реабилитации, социальной интеграции подростка в общество; созданы мошные блоки поддержки — ле­чебно-оздоровительный, коррекционный; созданы группы началь­ной профессиональной подготовки; школа имеет лицензию на право профессиональной подготовки и т.д.; обладает творческой управленческой командой; поддержкой родителей, отличной ма­териальной базой, поддержкой властей.

Отрицательные факторы: педагоги испытывают сложности с получением дефектологического образования (второе высшее об­разование приобретается на платной основе); опытнейшие сотруд­ники находятся в пожилом возрасте; молодежь неохотно прихо­дит в школы в силу мизерной заработной платы.

Перспективы: расширение внебюджетной деятельности и на этой основе получение возможности повысить профессиональный уро­вень сотрудников, чтобы увеличить количество предлагаемых об­разовательных услуг.

Возможные неудачи: риск потерять опытных учителей из-за низ­кой оплаты труда; возможная потеря поддержки со стороны не­которых представителей власти и др.

По сути дела подобный системный анализ работы — это диаг­ностический механизм для осуществления взаимосвязи между об­разовательными, коррекционными, организационными, финан­совыми и техническими нуждами школы, для осуществления раз­вития и совершенствования деятельности учреждения образования.

На основе педагогического анализа и поставленных задач стро­ится долгосрочная школьная политика и составляются долгосроч­ные планы развития, определяются подходы к планированию ра­боты школы на следующий год. В целом, аналитико-диагности­ческая деятельность, ее действия и эффективность будут зависеть от качества всех остальных функций управления и от того, на­сколько правильно осуществляется их взаимодействие.

§ 3. ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В современных социально-экономических условиях внешние возможности для функционирования и развития школы вряд ли можно считать благоприятными, а жесткая бюджетная политика


"." ■


 
 


в период экономического кризиса в стране привела к значитель­ному ухудшению финансирования и материально-технического обеспечения.

Неблагоприятно для учреждения образования сказался и пере­вод на муниципальный уровень, когда финансирование стало за­висеть не от государственной политики в области образования, а от отношения к образованию губернаторов, мэров, глав админи­страции. Еще 10 лет назад законодателям было ясно, что прово­дить финансирование по остаточному принципу невозможно, образовательным учреждениям необходимо дать финансовую са­мостоятельность, а руководители должны, наконец, стать рачи­тельными хозяевами и распорядителями кредитов.

В 1990 г. вышел приказ Министерства народного образования РСФСР № 82 о введении новых положений хозяйственного меха­низма в образование. Дальнейшее развитие, уточнение и юриди­ческое оформление он получил в Законе Российской Федерации «Об образовании».

К сожалению, широкого внедрения в школьную практику но­вовведения не получили, хотя давали и дают руководителю уч­реждения свободу действий в финансово-хозяйственной деятель­ности. Многие руководители оказались к этому не готовы, испуга­лись ответственности и сложных дополнительных обязанностей.

И тем не менее что же дал новый опыт работы тем школам, в которых он привился? Приобретение статуса юридического лица. Финансово-хозяйственную самостоятельность. Развитие де­мократических начал в управлении, расширение прав трудово­го коллектива в решении социальных вопросов, производствен­ной деятельности. Укрепление материально-технической базы на основе сочетания бюджетного и внебюджетного финансиро­вания. Повышение качества коррекционно-развивающего обу­чения за счет закрепления высококвалифицированных кадров педагогических работников, установление зависимости матери­ального стимулирования от индивидуальных и коллективных ре­зультатов труда.

В школе появляется новое структурное подразделение — бух­галтерия (главный бухгалтер, бухгалтер, кассир, заместитель ди­ректора по экономике).

Смета, которой раньше в основном занималась централизо­ванная бухг&тгерия, становится основным финансовым докумен­том школы. Она составляется в виде баланса доходов и расходов. Учреждению выдаются объемы финансовых ресурсов на предсто­ящий год (целиком и в поквартальной разбивке), которыми руко­водству учреждения необходимо эффективно распорядиться. Со­гласно Закону «Об образовании», учредитель закрепляет за шко­лой объекты собственности и передает эти объекты ей в опера­тивное управление.


Таким образом, образовательное учреждение в соответствии с действующим в нашей стране законодательством хотя и не стано­вится собственником, но зато приобретает права владения, пользо­вания и распоряжения.

Однако в школе есть имущество, которое является ее собствен­ностью, им она распоряжается в соответствии со своим Уставом, по своему усмотрению.

Собственные средства формируются следующим образом: до­ходы от хозяйственной деятельности учреждения (ученической, учебно -производственных мастерских, оказание школой платных услуг); добровольные взносы государственных, общественных орга­низаций; целевые вложения базовых предприятий, общественных организаций, физических и юридических лиц в форме дара, по­жертвований или по завещанию; продукты интеллектуального и творческого труда (см. приложение).

Новый финансовый механизм предусматривает нормативное бюджетное финансирование, которое до этого так и не было раз­работано на научной основе и носило все эти годы чисто услов­ный характер.

У директора школы появились новые права и обязанности. Он выполняет следующие функции:

является полномочным распорядителем кредитов, всех финан­совых средств и фондов;

определяет надбавки и доплаты, представляет сотрудников к поощрениям;

открывает счета в банках и других кредитных учреждениях.

В процессе внедрения нового опыта выяснилось, что необхо­димо разрабатывать новые документы, регламентирующие дея­тельность учреждения — Положение о премировании, доплатах, надбавках, Положение о внебюджетных средствах, балансовой ко­миссии. Постоянно требовалось уточнять действия деловых парт­неров как внутри школы, так и за ее пределами, и, самое глав­ное, учиться постигать различные экономические законы и азы бухгалтерского дела.

Специальная (коррекционная) школа — бюджетное учрежде­ние. В соответствии с этим основную часть денежных средств она Должна получать из фондов соответствующего бюджета, однако в современных условиях при наличии дефицита бюджетных средств перед образовательным учреждением встают проблемы, связанные с необходимостью изыскивать дополнительные ис­точники финансирования. Таким источником является привле­чение внебюджетных средств от предоставления дополнитель­ных образовательных и иных услуг, предусмотренных Уставом образовательного учреждения, спонсорских взносов физических, юридических лиц и др. Платные образовательные услуги не мо-Тг быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной


деятельности, финансируемой из средств бюджета. В противном случае средства, заработанные путем такой деятельности, изы­маются Учредителем в свой бюджет (ст. 45 п. 3 Закона «Об обра­зовании»).

Платные образовательные услуги в школах VIII вида (для ум­ственно отсталых детей) практически исключены, так как мно­гие учащиеся таких школ — из малоимущих семей, часть из них опекаемые или сироты. Все дополнительные программы, спо­собствующие коррекдионному развитию, вводятся бесплатно. Од­нако услуги специалистов (дефектологов, психологов, социаль­ного педагога, логопедов) могут быть востребованы в микро­районе школы.

Существуют и другие способы укрепить финансовое положе­ние коррекционного учреждения. Если в школьных учебных мас­терских создать условия, приближенные к производственным, и педагогам уйти от шаблонов в организации учебного процесса, то в рамках учебной программы на уроках труда можно работать на договорной основе, принимая заказы от населения, вести поиск заказчиков, определять рынки сбыта готовой продукции.

Рассмотрим с интересующих нас позиций работу учебно-про­изводственных мастерских школы-интерната VIII вида № 82 г. Ярос­лавля.

Изделия, изготавливаемые в мастерских согласно учебному плану, исполняются из материала школы или заказчика. Это оформляется зака­зом, который регистрируется в специально предназначенной для этого тетради. Оговаривается фасон изделия. На списание израсходованных ма­териалов оформляется «Акт о переработке», а по столярным мастерским — «Акт на списание материалов и постановка на учет изделий». На готовое изделие состаапяется калькуляция по утвержденной форме и по дого­ворным ценам. За реализованные изделия заказчик платит наличные день­ги в кассу по ведомости (они затем сдаются в банк) или, если заказ сделан для организации, то средства перечисляются на внебюджетный счет в банке. Готовые изделия выдаются по накладной из мастерской в кастелянную и далее заказчику. На это иыписывается «Акт на реализа­цию готовых изделий». Для сторонних организаций выписывается счет-фактура для оплаты, а на получение изделия — доверенность и наклад­ная. Далее составляется сводный расчет на доходы, полученные от реа­лизованных изделий, и они распределяются по фондам и реинвестиру­ются на нужды школы — расшифровываются на статьи расходов. Соглас­но положению о платных услугах, обучающиеся за свой труд получают вознаграждение в сумме 20% от стоимости изделия, учителя за изготов­ление в нерабочее время заготовок для столярных работ, кроя для поши­ва швейных изделий — 10%. Цены на изделия обычно на 20—30% ниже рыночных.

Приказом директора школы утвержден художественный совет, кото­рый следит за дизайном предполагаемых к выпуску изделий и своевре­менно вносит свои коррективы. Комиссия по качеству, куда входят и


выпускники, проверяет качество готовых изделий, комиссия по расцен­кам определяет стоимость.

Вознаграждение ученики получают по КТУ, который определяется совместно с обучающимися и учителем. Сумма вознаграждения утвер-хдается на методическом объединении, издается приказ по школе на выдачу вознаграждения, составляется ведомость, в которой обучаю­щийся расписывается за получение денег. Ассортимент мастерских очень большой и разнообразный: от простого фартука до костюмов, а в сто­лярных мастерских — от разделочной доски до кухонного гарнитура, детских складных стульев. Школьная парикмахерская оказывает плат­ные услуги населению микрорайона. Деятельность по производству и реализации собственной продукции, доходы от которой реинвестиру­ются непосредственно в школу или же на непосредственные нужды развития образовательного процесса (включая заработную плату), на­логами не облагается, и благодаря этому становится гораздо более при­влекательной для трудового коллектива, чем аналогичная предприни­мательская.

Директорам, интенсивно перестраивающим хозяйственную деятельность школы, есть смысл думать и о привлечении спон­сорских средств. Понятно, что сегодня нигде в коммерческих струк­турах представителей школ особенно не ждут. В то же время ис­кренняя постоянная забота педагогов о своих воспитанниках, уме­ние убедить бизнесменов в необходимости оказания материаль­ной поддержки на нужды школы дают, как правило, положи­тельные результаты.

Помощь спонсоров может выражаться в оплате счетов для при­обретения школьно-письменных принадлежностей, моюших средств, материалов, оборудования для учебных мастерских, ме­дицинских кабинетов, новогодних подарков. И если на сегодня устарело понятие «шефы школы», то на взаимовыгодное сотруд­ничество на основе договора многие предприятия идут. Это еще одна возможность пополнить внебюджетные средства.

Перспективны для школ и такие виды деятельности, как под­готовка, тиражирование и продажа оригинальных учебных пла­нов и программ, участие во всевозможных проектах. Это допол­нительный источник средств для экономического стимулирова­ния творчески работающих педагогов.

В любом случае директору школы следует определить 3 пози­ции: на какие услуги существует спрос на рынке; каков потенци­ал педагогических кадров; каково состояние материально-техни­ческой базы, внутри школьных условий для реализации возмож­ных услуг.

Внебюджетные средства необходимо разумно использовать в 2 направлениях — на функционирование и развитие учреждения и на различные виды доплат и надбавок сотрудникам. У каждой орга­низации должен быть свой подход, своя программа, свои цели —





куда и сколько направлять. По всем видам внебюджетных средств делается анализ за полугодие и в целом за год. Аналитической деятельностью в данном направлении занимается заместитель ди­ректора по экономике.

Министерство образования Российской Федерации рекомен­дует образовательным учреждениям и в дальнейшем привлекать внебюджетные средства, но при этом указывает на «целесообраз­ность, чтобы в расходовании внебюджетных средств принимали участие органы самоупра&1ения образовательных учреждений, в частности попечительские советы»1.

В ходе углубленной хозяйственной деятельности возникают и новые формы взаимодействия администрации, педагогического коллектива и обучающихся.

В силу вступают экономические рычаги управления. Коллектив самостоятельно распоряжается фондами социального развития и материального поощрения, распределяет их на заседании балан­совой или любой другой комиссии. Эти средства можно направить на приобретение необходимых медикаментов, организацию куль­турного досуга сотрудников, компенсацию за питание коллекти­ва и т.п.

Фонд социального развития можно получить, не отчисляя в фонд социального страхования все 5,6% от начисленной заработ­ной платы коллектива. 26% от этой суммы отчисляется на содер­жание обслуживающего аппарата, домов престарелых, в резерв­ный фонд, а оставшиеся 74% за минусом оплаты больничных ли­стов можно использовать на нужды коллектива, взяв под конт­роль эти отчисления.

Представляется целесообразным особо остановиться на казна­чействе как новой форме финансирования Б конце XX —начале XXI вв.

По сути, законодательно объявленная в начале 90-х гг. опера­тивно-хозяйственная самостоятельность на деле уже к середине этого десятилетия сошла на нет. Новый хозяйственный механизм прежде всего исчерпал себя потому, что одна из сторон так и не смогла выполнить взятые на себя обстоятельства по норматив­ному финансированию учреждений образования. Однако, как бы то ни было, финансирование системы образования по-прежне­му остается одной из важнейших проблем общегосударственного порядка, в силу чего к ней постоянно возвращаются и полити­ки, и практики, пытаясь определить конкретные способы и при­емы решения многоплановых задач, связанных с финансирова­нием образовательных учреждений, представлением оператив-


но-хозяйственной самостоятельности школьным менеджерам на уровне, наиболее полно обеспечивающем их жизнедеятельность. Плохо, когда денег мало, еще хуже, когда и они не доходят до школы, оседая на разном уровне власти для более «неотложных» дел. Возникла насущная потребность изменить сложившуюся об­становку.

Одним из средств реализации названных проблем ученые и законодатели назвали казначейскую форму финансирования. Со­гласно Федеральному закону от 9 июля 1999 г., с 1 января 2000 г. вступил в действие Бюджетный кодекс Российской Федерации, устанавливающий казначейское исполнение бюджетов.

Несмотря на небольшой срок работы, можно отметить пре­имущества казначейского финансирования. Денежные средства, минуя централизованную бухгалтерию, идут в банк на счет шко­лы. Фонд оплаты труда рассчитывается от планируемого, а не фак­тического. Пояатяется надежда, что нецелевых использований бюд­жетных средств не будет.

Предлагаемый алгоритм оформления документов при перехо­де на казначейскую форму финансирования позволяет просле­дить действия директора школы и нового структурного подразде­ления — бухгалтерии (см. приложение).

Практически безболезненно на новую форму финансирования перешли те руководители, которые работали в свое время на но­вом хозяйственном механизме. Все ранее наработанные докумен­ты нашли свое применение в новых условиях.

Руководителям, впервые переходящим на финансово-эконо­мическую самостоятельность, придется активно учиться рабо­тать в этом режиме, добротно проработать нормативную право­вую базу.

Вообще говоря, децентрализация означает, что руководителю школы необходимо серьезно задуматься о переводе коррекцион-ного учреждения на такие надежные рельсы деятельности, как эффективность, производительность. Децентрализация также вле­чет за собой перемены в философии управления — от практику­емого до последнего времени прямого контроля и поддержки лю­бого рода решений к управлению на основе целей и мотивов. Это, в свою очередь, создает потребность в надежных, систематичес­ких и поддающихся сравнению данных для обеспечения монито­ринга, анализа и руководства. Перемены в организационной и пра­вовой структуре учреждений образования создают потребность в новой или альтернативной информации, «реальных счетах», ауди­торских отчетах и т.д.



1 О внебюджетных средствах образовательных учреждений. Инструктивное письмо № 57 от 15.12.98 г.



                                       
   
   
 
 
 
       
         
   
 
 
 
 
 


Приложение Схемы и таблицы, вошедшие в приложение, составлены на основе опыта работы специальной (коррекционной) школы-ин­терната для детей с нарушением интеллекта (VIII вида) № 82 г. Ярославля.

Комплекс реабилитаиионных мероприятий

Реабилитацион­ный комплекс

1. Разрабатывают­
ся и осуществля­
ются формы пси­
холого - л е даго ги -
ческой реабили­
тации.

2. Работают ав­
торские коррек-
ционные группы
(«Роспись по де­
реву*, «Макра­
ме», «Логорит-
мнка», ансамбль
«Ложкари», «Рит­
мика», «Шейпинг»
участие в спор­
тивных соревно­
ваниях, самодея­
тельности).

Штаты: учителя воспитатели, ру­ководители кор-рекцион н ых групп Группа поддерж­ки: специалис­ты — психолог социальный пе­дагог


Комплекс социально-трудовой реабилитации

1. Учебно-произ­водственные ма­стерские (швей­ные, столярные, слесарные, обув­ные, парикма­херская). На I этапе про­водится разра­ботка педагоги­ческой коррек­ции по основ­ным видам тру­да, диагностика с целью адапта­ции к тому или иному виду тру­да.

На II этапе -получение ли­цензии на право профессиональ­ной подготовки осуществление начальной про­фессиональной подготовки.

Штаты: учителя трудового обуче­ния


Лечебно-профилакти­ческий комплекс

Предназначен для осуществле­ния коррекии-онных лечебных и оздоровитель­ных мероприя­тий.

Осуществление комплексной ди­агностики, сос­тавление плана реабилитации, паспорта здоро­вья.

Штаты: педиат­ры, психиатры, ст. медсестры, диетсестра,фи­зиотерапевт Б зависимости от штатов школы


Физкультур­но-оздорови­тельный комплекс

1. Работа по ос­
новной автор­
ской програм­
ме.

2. Физкультур­
но-оздорови­
тельные, физ­
культурно-мас­
совые меропри­
ятия.

3. Внеклассные
формы работы.
Штаты: учите­
ля физкульту-
ры, тренеры


Таблица

Школа-центр социально-трудов ой адаптации и реабилитации

____________________ 1 Основная школа Классы с начальной про­фессиональной подготовкой «Социальная крыша»
]V— IX классы Социально-трудовая адаптация VIII—IX кчассы Трудовое обучение стро­ится на производствен­ной основе X-XI классы 6-месячные курсы с профессиональ­ной подготовкой для выпускников X—XI классов (сов­местно с Цешром за­нятости населения) Рабочие мес-та для вы-пускник-ов специальных (коррекцион-ных) школ г. Ярославля
I блок II блок Ш блок IV блок
I и II этап III этап
На I и IJ этапах научно-исследователь­ской работы выстраивается следующая структура коррекций иного обучения и воспитания: первичная психодиагностика, целько-торой заключается в определении уровня развития ребенка, включая познаватель­ные, психомоторные, личностные компо­ненты (психолог, кл. руководитель, вос­питатель), обоснованиепсихолого-педа­гогических характеристик; разработка стратегии и тактики коррек­ционной работы конкретно на каждого воспитанника, итог этой работы — прог­рамма развития каждого воспитанника, составление дефектологических карт; обеспечение качественного уровня коррекции обучения; парциальное развитие отдельных функ­ций в рамках обучения (учителя-предмет­ники); наработка системы работы по социаль­но-бытовой ориентировке; поиск путей социальной и трудовой адаптации; пролонгированное обучение,органи­зация классов «Социальной поддержки»; разработка собственных учебных пла­нов; оказание практической помоши семье, программа «Семья»; разработка программы «Здоровье» и ее Реализация На III этапе организуются вы­шеназванные курсы для вы­пускников коррекционных школ г. Ярославля с последующим созданием для них рабочих мест на базе уч е б но -произвол ствен-ных мастерских. Работа проводится совместно С областным И городским Центром занятости населения (согласно лицензии Департамента образо­вания правительства Ярослав­ской области в сфере начальной профессиональной подготовки)




Таблица

План действий психолого-медико-педагогических служб па различных этапах социально-трудовой адаптации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: