Характеристика контроля | Оперативный | Тематический | Итоговый |
Дель | Ежедневный, еженедельный анализ основных по к а зате-ей коррекционно-развивающего обучения. Вскрытие негатив-ныхявлений. Выработка реакций (быстрая реакция). Информация для тематического и итогового контроля | Диагностика тех или иных наиболее значимых сторон деятельности коллектива. Установление взаимосвязей. Выработка рекомендаций по регулированию учебнflee^ итате л ьного процесса (предполагается системный подход). Подготовка к итоговому контролю | Оценка результатов деятельности всей школьной системы (четверть, полугодие, год). Определение главных задач коллектива на планируемый период |
Источники | Не отличается глубиной | Внутришкольный контроль, материалы оперативного анализа, личные наблюдения руководителя в соответствии с поставленной целью | Итоги работы за четверть, полугодие, год на основе внутриш ко л ьного контроля. Данные тематического анализа. Результаты экзаменов по труду. Итоги работы по с о ц и ал ь н о-трудовой адаптации и реабилитации |
Содержание | Оперативная оценка школы задень, неделю, месяц. Содержание строится на основе посещения урока, внеклассных мероприятий. Оценивается работа учителя, обучающихся. | Изучение хода и состояния наиболее важных сторон педагогического процесса, путей получения итоговых показателей, характеризующих учебно-воспитательный процесс в целом, социальной | Систематизация материалов оперативного и. тематического контроля. Оформление в виде итоговых таблиц, графиков. Анализ итоговых показателей. Итоги состоят из наиболее важных |
Анализируется состояние посещаемости и дисциплины задень, неделю и т.д. Устанавливаются причины отклонения в качестве преподавания и т.д. | зашиты, результатов реабилитации. Система работы отдельных служб | узловых проблем по всем звеньям школьной жизни (мониторинг, психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся). Анализ целевых программ | |
Особенности | Чаще интуитивный | Анализ работы учителя не ограничивается уроком. Изучается деятельность учителя по повышению квалификации, анализируется уровень качества преподавания отделы) ых дисциплин, качество знаний обучающихся, уровень э моционального общения, коррек-ционная деятельность, работа специалистов, т.е. обеспечивается системный подход | Самый сложный вид. Перспективный характер. Требует подготовки в течение всего отчетного периода. Всегда проводится под руководством директора школы |
Каждый учитель, проводя самодиагностику в начале года, определяет тот или иной уровень владения проблемой. Со своей стороны, руководители МО и администрация школы на основании результатов работы и внутришкольного контроля определяют профессиональный уровень педагога, сопоставляя результаты диагностики и самодиагностики. Таким образом, появляется возможность методическую работу строить на диагностической основе: выделить учителей, владеющих теми или иными проблемами на высоком уровне, для оказания практической помощи другим учителям; оказать помощь учителям, у которых уровень знаний тех или иных вопросов определился как низкий. Предложенная схема позволяет зафиксировать программу действий учителя в рамках одного года и на весь межаттестационный период.
|
|
|
|
В аналитической деятельности руководителя важное место занимает анализ урока и других форм обучения. В школьной практике выделяется несколько видов анализов уроков (краткий, аспект-ный, развернутый). Схема анализа уроков в зависимости от целевых установок в педагогической литературе представлена достаточно широко и не требует необходимости уточнения.
Вместе с тем полезно привести хотя бы примерную схему педагогического анализа итогов деятельности за год, без чего невозможно определить задачи ни следующий учебный год, спланировать работу.
1. Выполнение задач, поставленных перед школой на учебный
год (делается вывод, какие задачи и разделы плана прошедшего
учебного года выполнены полностью, какие нет, почему).
2. Всеобуч.
3. Внутришкольное руководство и контроль, их результаты.
4. Состояние работы с педагогическими кадрами. Аттестация и
ее итоги.
5. Анализ состояния преподавания, качества знаний, умений,
навыков. Реализация образовательной программы.
6. Анализ трудового обучения и воспитания, уровня профес
сиональной подготовки. Социальная защита воспитанников.
7. Анализ уровня воспитательной работы.
8. Анализ уровня коррекционной работы
9. Анализ лечебно-профилактической работы.
10. Анализ работы специальных служб (психолога, логопеда,
социального педагога).
11. Анализ работы по целевым программам.
12. Анализ научно-исследовательской деятельности.
13. Анализ финансово-экономической и хозяйственной деятель
ности.
14. Анализ положительных и отрицательных факторов.
Остановимся подробнее на последней позиции, ибо анализ положительных и отрицательных факторов выступает эффективным средством определения потенциала учреждения, является необходимым этапом стратегического планирования.
Здесь можно выделить две составляющие: внутренний анализ, объектом которого является деятельность самого учреждения, и анализ внешних обстоятельств деятельности, шкалы возможных и предполагаемых опасностей.
Цель этого анализа — усилить преимущества положения, а недостатки свести к минимуму, ослабить внешние угрозы и создать новые возможности для развития. Эффективность анализа может быть повышена, если он будет сфокусирован как на требованиях потребителя, так и на возможности школы конкурировать на рынке спроса. Зги две области являются ключевыми при создании долгосрочной стратегии развития учреждения. Стратегия эта разрабатывается
гаким образом, чтобы максимально повысить конкурентоспособность школы и усилить ее привлекательность для потребителя.
Результаты анализа положительных и отрицательных факторов, перспективных направлений и возможных неудач могут быть представлены следующим образом.
Положительные факторы: создано коррекционно-развивающее пространство, которое обеспечивает развитие механизмов компенсации каждого воспитанника; положительно решаются вопросы социально-трудовой реабилитации, социальной интеграции подростка в общество; созданы мошные блоки поддержки — лечебно-оздоровительный, коррекционный; созданы группы начальной профессиональной подготовки; школа имеет лицензию на право профессиональной подготовки и т.д.; обладает творческой управленческой командой; поддержкой родителей, отличной материальной базой, поддержкой властей.
|
|
Отрицательные факторы: педагоги испытывают сложности с получением дефектологического образования (второе высшее образование приобретается на платной основе); опытнейшие сотрудники находятся в пожилом возрасте; молодежь неохотно приходит в школы в силу мизерной заработной платы.
Перспективы: расширение внебюджетной деятельности и на этой основе получение возможности повысить профессиональный уровень сотрудников, чтобы увеличить количество предлагаемых образовательных услуг.
Возможные неудачи: риск потерять опытных учителей из-за низкой оплаты труда; возможная потеря поддержки со стороны некоторых представителей власти и др.
По сути дела подобный системный анализ работы — это диагностический механизм для осуществления взаимосвязи между образовательными, коррекционными, организационными, финансовыми и техническими нуждами школы, для осуществления развития и совершенствования деятельности учреждения образования.
На основе педагогического анализа и поставленных задач строится долгосрочная школьная политика и составляются долгосрочные планы развития, определяются подходы к планированию работы школы на следующий год. В целом, аналитико-диагностическая деятельность, ее действия и эффективность будут зависеть от качества всех остальных функций управления и от того, насколько правильно осуществляется их взаимодействие.
§ 3. ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В современных социально-экономических условиях внешние возможности для функционирования и развития школы вряд ли можно считать благоприятными, а жесткая бюджетная политика
|
|
"." ■
в период экономического кризиса в стране привела к значительному ухудшению финансирования и материально-технического обеспечения.
Неблагоприятно для учреждения образования сказался и перевод на муниципальный уровень, когда финансирование стало зависеть не от государственной политики в области образования, а от отношения к образованию губернаторов, мэров, глав администрации. Еще 10 лет назад законодателям было ясно, что проводить финансирование по остаточному принципу невозможно, образовательным учреждениям необходимо дать финансовую самостоятельность, а руководители должны, наконец, стать рачительными хозяевами и распорядителями кредитов.
В 1990 г. вышел приказ Министерства народного образования РСФСР № 82 о введении новых положений хозяйственного механизма в образование. Дальнейшее развитие, уточнение и юридическое оформление он получил в Законе Российской Федерации «Об образовании».
К сожалению, широкого внедрения в школьную практику нововведения не получили, хотя давали и дают руководителю учреждения свободу действий в финансово-хозяйственной деятельности. Многие руководители оказались к этому не готовы, испугались ответственности и сложных дополнительных обязанностей.
И тем не менее что же дал новый опыт работы тем школам, в которых он привился? Приобретение статуса юридического лица. Финансово-хозяйственную самостоятельность. Развитие демократических начал в управлении, расширение прав трудового коллектива в решении социальных вопросов, производственной деятельности. Укрепление материально-технической базы на основе сочетания бюджетного и внебюджетного финансирования. Повышение качества коррекционно-развивающего обучения за счет закрепления высококвалифицированных кадров педагогических работников, установление зависимости материального стимулирования от индивидуальных и коллективных результатов труда.
В школе появляется новое структурное подразделение — бухгалтерия (главный бухгалтер, бухгалтер, кассир, заместитель директора по экономике).
Смета, которой раньше в основном занималась централизованная бухг&тгерия, становится основным финансовым документом школы. Она составляется в виде баланса доходов и расходов. Учреждению выдаются объемы финансовых ресурсов на предстоящий год (целиком и в поквартальной разбивке), которыми руководству учреждения необходимо эффективно распорядиться. Согласно Закону «Об образовании», учредитель закрепляет за школой объекты собственности и передает эти объекты ей в оперативное управление.
Таким образом, образовательное учреждение в соответствии с действующим в нашей стране законодательством хотя и не становится собственником, но зато приобретает права владения, пользования и распоряжения.
Однако в школе есть имущество, которое является ее собственностью, им она распоряжается в соответствии со своим Уставом, по своему усмотрению.
Собственные средства формируются следующим образом: доходы от хозяйственной деятельности учреждения (ученической, учебно -производственных мастерских, оказание школой платных услуг); добровольные взносы государственных, общественных организаций; целевые вложения базовых предприятий, общественных организаций, физических и юридических лиц в форме дара, пожертвований или по завещанию; продукты интеллектуального и творческого труда (см. приложение).
Новый финансовый механизм предусматривает нормативное бюджетное финансирование, которое до этого так и не было разработано на научной основе и носило все эти годы чисто условный характер.
У директора школы появились новые права и обязанности. Он выполняет следующие функции:
является полномочным распорядителем кредитов, всех финансовых средств и фондов;
определяет надбавки и доплаты, представляет сотрудников к поощрениям;
открывает счета в банках и других кредитных учреждениях.
В процессе внедрения нового опыта выяснилось, что необходимо разрабатывать новые документы, регламентирующие деятельность учреждения — Положение о премировании, доплатах, надбавках, Положение о внебюджетных средствах, балансовой комиссии. Постоянно требовалось уточнять действия деловых партнеров как внутри школы, так и за ее пределами, и, самое главное, учиться постигать различные экономические законы и азы бухгалтерского дела.
Специальная (коррекционная) школа — бюджетное учреждение. В соответствии с этим основную часть денежных средств она Должна получать из фондов соответствующего бюджета, однако в современных условиях при наличии дефицита бюджетных средств перед образовательным учреждением встают проблемы, связанные с необходимостью изыскивать дополнительные источники финансирования. Таким источником является привлечение внебюджетных средств от предоставления дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных Уставом образовательного учреждения, спонсорских взносов физических, юридических лиц и др. Платные образовательные услуги не мо-Тг быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной
деятельности, финансируемой из средств бюджета. В противном случае средства, заработанные путем такой деятельности, изымаются Учредителем в свой бюджет (ст. 45 п. 3 Закона «Об образовании»).
Платные образовательные услуги в школах VIII вида (для умственно отсталых детей) практически исключены, так как многие учащиеся таких школ — из малоимущих семей, часть из них опекаемые или сироты. Все дополнительные программы, способствующие коррекдионному развитию, вводятся бесплатно. Однако услуги специалистов (дефектологов, психологов, социального педагога, логопедов) могут быть востребованы в микрорайоне школы.
Существуют и другие способы укрепить финансовое положение коррекционного учреждения. Если в школьных учебных мастерских создать условия, приближенные к производственным, и педагогам уйти от шаблонов в организации учебного процесса, то в рамках учебной программы на уроках труда можно работать на договорной основе, принимая заказы от населения, вести поиск заказчиков, определять рынки сбыта готовой продукции.
Рассмотрим с интересующих нас позиций работу учебно-производственных мастерских школы-интерната VIII вида № 82 г. Ярославля.
Изделия, изготавливаемые в мастерских согласно учебному плану, исполняются из материала школы или заказчика. Это оформляется заказом, который регистрируется в специально предназначенной для этого тетради. Оговаривается фасон изделия. На списание израсходованных материалов оформляется «Акт о переработке», а по столярным мастерским — «Акт на списание материалов и постановка на учет изделий». На готовое изделие состаапяется калькуляция по утвержденной форме и по договорным ценам. За реализованные изделия заказчик платит наличные деньги в кассу по ведомости (они затем сдаются в банк) или, если заказ сделан для организации, то средства перечисляются на внебюджетный счет в банке. Готовые изделия выдаются по накладной из мастерской в кастелянную и далее заказчику. На это иыписывается «Акт на реализацию готовых изделий». Для сторонних организаций выписывается счет-фактура для оплаты, а на получение изделия — доверенность и накладная. Далее составляется сводный расчет на доходы, полученные от реализованных изделий, и они распределяются по фондам и реинвестируются на нужды школы — расшифровываются на статьи расходов. Согласно положению о платных услугах, обучающиеся за свой труд получают вознаграждение в сумме 20% от стоимости изделия, учителя за изготовление в нерабочее время заготовок для столярных работ, кроя для пошива швейных изделий — 10%. Цены на изделия обычно на 20—30% ниже рыночных.
Приказом директора школы утвержден художественный совет, который следит за дизайном предполагаемых к выпуску изделий и своевременно вносит свои коррективы. Комиссия по качеству, куда входят и
выпускники, проверяет качество готовых изделий, комиссия по расценкам определяет стоимость.
Вознаграждение ученики получают по КТУ, который определяется совместно с обучающимися и учителем. Сумма вознаграждения утвер-хдается на методическом объединении, издается приказ по школе на выдачу вознаграждения, составляется ведомость, в которой обучающийся расписывается за получение денег. Ассортимент мастерских очень большой и разнообразный: от простого фартука до костюмов, а в столярных мастерских — от разделочной доски до кухонного гарнитура, детских складных стульев. Школьная парикмахерская оказывает платные услуги населению микрорайона. Деятельность по производству и реализации собственной продукции, доходы от которой реинвестируются непосредственно в школу или же на непосредственные нужды развития образовательного процесса (включая заработную плату), налогами не облагается, и благодаря этому становится гораздо более привлекательной для трудового коллектива, чем аналогичная предпринимательская.
Директорам, интенсивно перестраивающим хозяйственную деятельность школы, есть смысл думать и о привлечении спонсорских средств. Понятно, что сегодня нигде в коммерческих структурах представителей школ особенно не ждут. В то же время искренняя постоянная забота педагогов о своих воспитанниках, умение убедить бизнесменов в необходимости оказания материальной поддержки на нужды школы дают, как правило, положительные результаты.
Помощь спонсоров может выражаться в оплате счетов для приобретения школьно-письменных принадлежностей, моюших средств, материалов, оборудования для учебных мастерских, медицинских кабинетов, новогодних подарков. И если на сегодня устарело понятие «шефы школы», то на взаимовыгодное сотрудничество на основе договора многие предприятия идут. Это еще одна возможность пополнить внебюджетные средства.
Перспективны для школ и такие виды деятельности, как подготовка, тиражирование и продажа оригинальных учебных планов и программ, участие во всевозможных проектах. Это дополнительный источник средств для экономического стимулирования творчески работающих педагогов.
В любом случае директору школы следует определить 3 позиции: на какие услуги существует спрос на рынке; каков потенциал педагогических кадров; каково состояние материально-технической базы, внутри школьных условий для реализации возможных услуг.
Внебюджетные средства необходимо разумно использовать в 2 направлениях — на функционирование и развитие учреждения и на различные виды доплат и надбавок сотрудникам. У каждой организации должен быть свой подход, своя программа, свои цели —
куда и сколько направлять. По всем видам внебюджетных средств делается анализ за полугодие и в целом за год. Аналитической деятельностью в данном направлении занимается заместитель директора по экономике.
Министерство образования Российской Федерации рекомендует образовательным учреждениям и в дальнейшем привлекать внебюджетные средства, но при этом указывает на «целесообразность, чтобы в расходовании внебюджетных средств принимали участие органы самоупра&1ения образовательных учреждений, в частности попечительские советы»1.
В ходе углубленной хозяйственной деятельности возникают и новые формы взаимодействия администрации, педагогического коллектива и обучающихся.
В силу вступают экономические рычаги управления. Коллектив самостоятельно распоряжается фондами социального развития и материального поощрения, распределяет их на заседании балансовой или любой другой комиссии. Эти средства можно направить на приобретение необходимых медикаментов, организацию культурного досуга сотрудников, компенсацию за питание коллектива и т.п.
Фонд социального развития можно получить, не отчисляя в фонд социального страхования все 5,6% от начисленной заработной платы коллектива. 26% от этой суммы отчисляется на содержание обслуживающего аппарата, домов престарелых, в резервный фонд, а оставшиеся 74% за минусом оплаты больничных листов можно использовать на нужды коллектива, взяв под контроль эти отчисления.
Представляется целесообразным особо остановиться на казначействе как новой форме финансирования Б конце XX —начале XXI вв.
По сути, законодательно объявленная в начале 90-х гг. оперативно-хозяйственная самостоятельность на деле уже к середине этого десятилетия сошла на нет. Новый хозяйственный механизм прежде всего исчерпал себя потому, что одна из сторон так и не смогла выполнить взятые на себя обстоятельства по нормативному финансированию учреждений образования. Однако, как бы то ни было, финансирование системы образования по-прежнему остается одной из важнейших проблем общегосударственного порядка, в силу чего к ней постоянно возвращаются и политики, и практики, пытаясь определить конкретные способы и приемы решения многоплановых задач, связанных с финансированием образовательных учреждений, представлением оператив-
но-хозяйственной самостоятельности школьным менеджерам на уровне, наиболее полно обеспечивающем их жизнедеятельность. Плохо, когда денег мало, еще хуже, когда и они не доходят до школы, оседая на разном уровне власти для более «неотложных» дел. Возникла насущная потребность изменить сложившуюся обстановку.
Одним из средств реализации названных проблем ученые и законодатели назвали казначейскую форму финансирования. Согласно Федеральному закону от 9 июля 1999 г., с 1 января 2000 г. вступил в действие Бюджетный кодекс Российской Федерации, устанавливающий казначейское исполнение бюджетов.
Несмотря на небольшой срок работы, можно отметить преимущества казначейского финансирования. Денежные средства, минуя централизованную бухгалтерию, идут в банк на счет школы. Фонд оплаты труда рассчитывается от планируемого, а не фактического. Пояатяется надежда, что нецелевых использований бюджетных средств не будет.
Предлагаемый алгоритм оформления документов при переходе на казначейскую форму финансирования позволяет проследить действия директора школы и нового структурного подразделения — бухгалтерии (см. приложение).
Практически безболезненно на новую форму финансирования перешли те руководители, которые работали в свое время на новом хозяйственном механизме. Все ранее наработанные документы нашли свое применение в новых условиях.
Руководителям, впервые переходящим на финансово-экономическую самостоятельность, придется активно учиться работать в этом режиме, добротно проработать нормативную правовую базу.
Вообще говоря, децентрализация означает, что руководителю школы необходимо серьезно задуматься о переводе коррекцион-ного учреждения на такие надежные рельсы деятельности, как эффективность, производительность. Децентрализация также влечет за собой перемены в философии управления — от практикуемого до последнего времени прямого контроля и поддержки любого рода решений к управлению на основе целей и мотивов. Это, в свою очередь, создает потребность в надежных, систематических и поддающихся сравнению данных для обеспечения мониторинга, анализа и руководства. Перемены в организационной и правовой структуре учреждений образования создают потребность в новой или альтернативной информации, «реальных счетах», аудиторских отчетах и т.д.
1 О внебюджетных средствах образовательных учреждений. Инструктивное письмо № 57 от 15.12.98 г.
Приложение Схемы и таблицы, вошедшие в приложение, составлены на основе опыта работы специальной (коррекционной) школы-интерната для детей с нарушением интеллекта (VIII вида) № 82 г. Ярославля. |
Комплекс реабилитаиионных мероприятий |
Реабилитационный комплекс
1. Разрабатывают
ся и осуществля
ются формы пси
холого - л е даго ги -
ческой реабили
тации.
2. Работают ав
торские коррек-
ционные группы
(«Роспись по де
реву*, «Макра
ме», «Логорит-
мнка», ансамбль
«Ложкари», «Рит
мика», «Шейпинг»
участие в спор
тивных соревно
ваниях, самодея
тельности).
Штаты: учителя воспитатели, руководители кор-рекцион н ых групп Группа поддержки: специалисты — психолог социальный педагог
Комплекс социально-трудовой реабилитации
1. Учебно-производственные мастерские (швейные, столярные, слесарные, обувные, парикмахерская). На I этапе проводится разработка педагогической коррекции по основным видам труда, диагностика с целью адаптации к тому или иному виду труда.
На II этапе -получение лицензии на право профессиональной подготовки осуществление начальной профессиональной подготовки.
Штаты: учителя трудового обучения
Лечебно-профилактический комплекс
Предназначен для осуществления коррекии-онных лечебных и оздоровительных мероприятий.
Осуществление комплексной диагностики, составление плана реабилитации, паспорта здоровья.
Штаты: педиатры, психиатры, ст. медсестры, диетсестра,физиотерапевт Б зависимости от штатов школы
Физкультурно-оздоровительный комплекс
1. Работа по ос
новной автор
ской програм
ме.
2. Физкультур
но-оздорови
тельные, физ
культурно-мас
совые меропри
ятия.
3. Внеклассные
формы работы.
Штаты: учите
ля физкульту-
ры, тренеры
Таблица
Школа-центр социально-трудов ой адаптации и реабилитации
____________________ 1 Основная школа | Классы с начальной профессиональной подготовкой | «Социальная крыша» | |
]V— IX классы Социально-трудовая адаптация VIII—IX кчассы Трудовое обучение строится на производственной основе | X-XI классы | 6-месячные курсы с профессиональной подготовкой для выпускников X—XI классов (совместно с Цешром занятости населения) | Рабочие мес-та для вы-пускник-ов специальных (коррекцион-ных) школ г. Ярославля |
I блок | II блок | Ш блок | IV блок |
I и II этап | III этап | ||
На I и IJ этапах научно-исследовательской работы выстраивается следующая структура коррекций иного обучения и воспитания: первичная психодиагностика, целько-торой заключается в определении уровня развития ребенка, включая познавательные, психомоторные, личностные компоненты (психолог, кл. руководитель, воспитатель), обоснованиепсихолого-педагогических характеристик; разработка стратегии и тактики коррекционной работы конкретно на каждого воспитанника, итог этой работы — программа развития каждого воспитанника, составление дефектологических карт; обеспечение качественного уровня коррекции обучения; парциальное развитие отдельных функций в рамках обучения (учителя-предметники); наработка системы работы по социально-бытовой ориентировке; поиск путей социальной и трудовой адаптации; пролонгированное обучение,организация классов «Социальной поддержки»; разработка собственных учебных планов; оказание практической помоши семье, программа «Семья»; разработка программы «Здоровье» и ее Реализация | На III этапе организуются вышеназванные курсы для выпускников коррекционных школ г. Ярославля с последующим созданием для них рабочих мест на базе уч е б но -произвол ствен-ных мастерских. Работа проводится совместно С областным И городским Центром занятости населения (согласно лицензии Департамента образования правительства Ярославской области в сфере начальной профессиональной подготовки) |
Таблица
План действий психолого-медико-педагогических служб па различных этапах социально-трудовой адаптации