Целью изучения дисциплины «измерения в социологии» является освоение студентами общих методологических принципов и специальных процедур измерения в социологии.
Задачей изучения дисциплины является: подготовка студентов к аналитической, исследовательской работе, развитие у студентов умений и навыков самостоятельного применения техник измерения в практике разработки социологического инструментария и проведения социологических исследований.
Основные дидактические единицы (разделы): 1. Базовые принципы измерения в социологии; основные методологические и методические подходы к измерению в социологии; понятийный аппарат курса.
2. Понятие и виды шкал; способы и классификация методов шкалирования; использование статистических методов в измерении.
3. Многомерная статистика и проблема измерения в практической социологии; факторный, корреляционный, латентный анализ.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать: теоретические и методологические основы измерения и шкалирования в социологических эмпирических исследованиях, основные методы измерения, включая измерение социальных установок, обладать знаниями об уровнях измерения, об основных способах измерения и классических моделях шкалирования;
уметь: оценивать познавательные возможности, степень адекватности использования того или иного метода измерения при проведении конкретных социологических исследований, оценивать и использовать полученные результаты с учетом ограничений, изначально заданных моделью измерения.
владеть: статистическими (математическими) методами измерения, электронными ресурсами статистической обработки, группировок, представления данных (SPSS), методикой оценки надежности (валидности) используемых шкал и статистических методов.
Виды учебной работы: лекции, семинары, подготовка и презентация самостоятельной работы.
Изучение дисциплины заканчивается – экзаменом в устной форме.
Аннотация дисциплины
Качественные методы социологического исследования
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 час).