Цели: дать представление о выразительной и изобразительной роли слова в предложении (слово — признак предмета); развивать языковое чутье, активизировать речь детей.
Задачи:
Л. Активизация словаря глаголов и прилагательных по теме. Уточнение значения слов: листопад, осенний.
Г. Выделение слов на вопросы: какой? какая? какие? Согласование их с существительными им. п. в числе.
П. Составление предложений типа: П + С и С + П. Графическая запись предложения. Распространение предложения определениями.
С. Добавление слов, словосочетаний в речевой игре. Заучивание загадки об осени.
Материал:
1.Натуральные листья с деревьев (разного цвета, формы и состояния).
2. Репродукции картин И.С. Остроухова «Осень», В. Серова «Погожая осень».
3. Текст загадки.
4. Текст для речевой подвижной игры.
5. Полоски зеленого цвета (20 х 3 см) для графической записи предложения (демонстрационные).
Приемы, упражнения:
1. Узнать тему занятия по прочитанному логопедом четверостишию:
Листопад, листопад,
Осыпается наш сад.
|
|
Листья с тополей летят,
Под ногами шелестят.
2. Беседа о признаках осени.
3. Составление предложений с использованием картин и наблюдений детей.
Осень наступила. Осень пришла. Осень идет. Листья падают (опадают, осыпаются, летят). Листья шелестят (шумят, шуршат).
Побуждающий вопрос логопеда: «Как сказать по-другому?» или «Кто скажет по-другому?»
4. Дид. игра «Живые слова» (составление двусоставного предложения П + С и перестановка его членов местами: С + П).
5. Графическая запись аналогичных предложений (Дождь идет. Идет дождь).
6. Подвижная игра с листьями с речевым сопровождением:
Мы, листики осенние,
На дереве висели.
Ветер дунул — полетели,
Полетели, полетели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Завертел их, закружил
И на место опустил.
7. Подбор определений к существительным:
листья (лист) — желтые, красные, зеленые, сухие, разноцветные, осенние;
ветер (ветры) — холодный, сильный, резкий, осенний;
дождь (дожди) — мелкий, частый, холодный, неприятный, осенний;
туча (тучи) — серая, темная, большая, низкая;
день (дни) — короткий, длинный, холодный, пасмурный, грустный, печальный, осенний.
Обратить внимание на значение слов «осенний, осенние, осенняя» (погода).
8. Распространение предложений определениями:
Дует (какой?)... ветер. Идет (какой?)... дождь. Наступила (какая?)... осень. Дни стали (какие?)....
9. Заучивание загадки:
Пусты поля,
Мокнет земля,
День убывает.
Когда это бывает?
Занятие 8: «ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА "ОСЕНЬ НАСТУПИЛА"»
Цели: учить детей соотносить явления действительности с их отображением в живописи и речи; учить пересказу короткого текста с опорой на картину.
|
|
Задачи:
Л. Активизация глаголов и прилагательных в речи детей.
Г. Согласование прилагательных с существительными им. п. в числе и роде.
П. Употребление в практических упражнениях предложений усвоенных типов.
Анализ предложения из трех слов (П + определение + С).
С. Обучение детей пересказу короткого текста своими словами.
Материал:
1.Натуральные листья с осенних деревьев (сухие).
2. Сюжетная картина об осени с дождем (или пейзаж).
3. Текст рассказа.
4. Таблица «Ветер» (картинки с изображением разных действий ветра).
5. Полоски для графической записи предложения.
Приемы, упражнения:
1.Выполнение различных действий с листьями, слушание их шелеста, шороха.
2. Составление предложений из трех слов: С + определение + П (Шумят сухие листья. Шуршат осенние листья. И т.п.).
3. Дид. игра «Живые слова» или графическая запись предложения указанного типа.
4. Рассматривание картины. Обратить внимание детей на изобразительные средства, используемые художником для отражения признаков осени.
5. Составление предложений о ветре по самодельной таблице (Ветер надувает парус. Ветер срывает листья. И т.п.).
6. Подвижная игра с листьями.
7. Чтение логопедом текста «Осень наступила».
8. Ответы на вопросы по содержанию.
9. Повторное чтение с акцентом на изобразительные средства (глаголы-синонимы, эпитеты).
10. Чтение рассказа с установкой на пересказ и добавление
слов, словосочетаний детьми.
Пересказ текста ребенком своими словами
Осень наступила
Мелкий дождь идет и идет. Ветер холодный задувает, листья с деревьев срывает. Вышел дедушка с Мишей на крыльцо и говорит: «Вон сколько листьев намело. Деревья стали совсем голые. Скоро, видно, зима настанет».