Знания детей расширяются и дополняются знакомством с грибами. Дети должны знать, что грибы бывают съедобные и несъедобные, ядовитые; запомнить их распространенные названия.
Тема, цель изучения
| Расширение словарного запаса. Развитие словообразования
| Закрепление правильного употребления грамматических категорий
| Развитие самостоятельной речи
| Развитие психических процессов
|
1 период
|
«Человек.
Мое тело».
Повторение
и обобщение
знаний и навыков,
сформированных
в 1-й год обучения,
на более речевом
материале
(3 занятия)
| Перевод пассивной лексики первого года в активную.
Уточнение малоупотребительных слов по теме (ноздри и др.).
Дифференциация понятий: тело — туловище, брови —ресницы, ногти — когти — локти, нос — клюв — хобот — пятачок, ноги — лапы и др.
Подбор антонимов: левый - правый, вверху - внизу, впереди - сзади, длинный - короткий, румяный- бледный, темны- светлый, быстро- медленно, громко — тихо.
Знакомство с многозначностью слов: спинка, ручка
| Трудные случаи словоизменения: лоб - лбы - на лбу - со лба - лбов, рот - рты - во рту. - изо рта - ртов, ухо - уши -- в ухе - ушей глаз - глаза - много глаз.
Согласование этих существительных с числительными один, два, пять и наречием много.
Закрепление родовой принадлежности существительных: мой, моя, мое;
один — одна, два — две.
Употребление в речи глаголов в разных временных формах: что делать? что делает? что делал? что будет делать?
| Заучивание доступных потешек, загадок, стихов.
Пересказ рассказа Е. Пермяка
«Для чего руки
нужны».
Выборочный
пересказ диалога
в лицах (дедушка
и внук).
Соблюдение
повествовательной и вопросительной интонаций в диалоге
| Развитие
пространственной ориентировки в строении собственного тела.
Формирование представлений о направлении в пространстве: впереди — сзади, вверху — внизу, слева — справа, слева — направо.
Закрепление представлений о соотношении части и целого.
Развитие слухового внимания и памяти
|
| Дифференциация нейтральных и уменьшительных существительных.
Активизация предметной и глагольной лексики по теме.
Введение в активную речь пространственных наречий
| Закрепление навыка употребления в речи предложений с однородными сказуемыми (Глазами мы смотрим и видим).
Формирование навыка правильного построения предложения с обращением (Алеша, смотри, у мальчика во рту свисток). Практическое употребление конструкции сложноподчиненного предложения с союзом чтобы
|
|
|
«Предметы гигиены». Развитие интереса к логопедическим занятиям (3 занятия)
| Дифференциация понятий: мыть –купать- стирать - вытирать. Закрепление навыка слово образования с помощью приставок:
лить - наливать - выливать, мыть - вымыть - смыть причесать - расчесать,
| Трудные случаи словоизменения: (чем?) мылом, полотенцем, платком, водой, щеткой, пастой... Закрепление понимания одушевленности и неодушевленности. Самостоятельная постановка вопросов:
| Повторение стихов и потешек из программы первого года обучения. Заучивание наизусть стихотворения С. Капутикян
| Закрепление
представлений
о соотношении
части
и целого
(сутки).
Развитие
временных представлений.
|
| Подбор антонимов: день — ночь, утро — вечер, чистый — грязный и др. Введение в самостоятельную речь детей понятий сутки, части суток: утро, день, вечер, ночь. Образование прилагательных от существительных: мыло — мыльная (пена), нос — носовой (платок), туалет — туалетное (мыло), рот — ротовой (выдох), зубы — зубная (щетка). Образование однокоренных слов: мыло — мыльница, мылить, намыливать, мыльная, мыльце; вода — водичка, водица, водный, водопровод. Знакомство с многозначностью слова кран
| Согласование прилагательных с существительными единственного числа в творительном падеже без предлога: носовым платком. Личная и возвратная формы глагола: моет — моется. Закрепление понимания завершенности и незавершенности действия: мыл — вымыл, вытирает — вытер. Закрепление навыка употребления простого предложения с однородными членами. Союз и при однородных членах предложения (Таня вымыла кукле голову, шейку и ушки). Закрепление навыка построения сложного предложения с союзом чтобы (Я возьму зубную щетку и пасту, чтобы чистить зубы)
| Дидактическая игра «Поездка в деревню» (Я возьму с собой расческу, чтобы расчесывать волосы). Составление рассказа по сюжетной картинке «Игра с куклой» с использованием готового плана
| Закрепление пространственного ориентирования в конкретной ситуации (по отношению к себе
и собеседнику)
|
2 период
|
«Посуда. Столовые приборы». Продолжить работу по насыщению связной речи детей качественными и относительными прилагательными (2 занятия)
| Уточнение и активизация словаря по теме. Дифференциация понятий: кухонная — столовая — чайная, чашка — стакан — кружка — бокал — банка, класть — ставить — вешать.
Закрепление представлений о соотношении части и целого (чайник — стенки, дно, ручка, носик, крышка). Продолжение работы по ознакомлению с многозначностью слов (носик, ручка, ножка, дно). Введение в активную речь сложных слов (скороварка, самовар и т.д.). Образование относительных прилагательных (стекло —
фарфоровый и др.)
Активизация в речи глаголов (уход за посудой: мыть, чистить, беречь, сушить, выбирать) и наречий (чисто — грязно, сухо— мокро, бережно, осторожно, аккуратно и др.)
| Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кувшин — кувшинчик, ведро — ведерко). Образование и употребление существительных с суффиксами -иц-, -ник-(салатница, салатник). Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах (из фарфоровой чашки, в глубокую тарелку). Согласование существительных с числительными (одно блюдце, два блюдца, пять блюдец). Практические упражнения в употреблении существительных множественного числа в родительном падеже
(много тарелок, чашек, кувшинов, стаканов, ножей, кастрюль; дно — донья, много доньев).
Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида (класть — положить, ставить — поставить, сушить — высушить).
Адекватное употребление в речи предлогов в — из, на — с (со), под — из-под, без.
Закрепление и активизация в практических упражнениях и в речи детей всех типов простых и сложных предложений, отработанных в 1-м периоде обучения
| Заучивание коротких стихов и потешек с движениями типа «Мыть посуду сам люблю...». Составление загадок о предметах посуды по называнию их частей. Составление рассказов-описаний (по выбору: с опорой на таблицу или без нее). Составление рассказа по сюжетной картинке типа «За обедом» (см. «Русский язык
в картинках», ч. 1, с. 85).Составление рассказа по серии картинок «Мячик» (см. «Дидактический материал по исправлению произношения у дошкольников»Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой)
| Развитие зрительного и слухового восприятия. Закрепление понятия о частях рассказа, деление рассказа-описп пня на части (словесно-логическое мышление). Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнение, обобщения. Развитие
наблюдательности
|
«Продукты питания». Развивать словообразовательную функцию речи (2 занятия)
| Подбор однокоренных слов (хлеб — хлебушко, хлебный, хлебница, хлебцы, хлебороб;
соль — солить, соленый, солонка).
| Согласование
прилагательных
с существительными
единственного
и множественного числа
во всех падежах.
| Составление сложных предложений со значением противопоставления (союзы а, но; сначала а потом...)
| Развитие творческих способностей в выборе содержания и использовании речевых средств
|
| Активизация в речи антонимов (горький — сладкий горячий — холодный, соленый — пресный).
Упражнения в образование относительных прилагательных и употреблении их в речи (хлебный, грибной и т.д.).
Обозначение словом различных свойств и качеств продуктов (полезный, вкусный, аппетитный, ароматный).
Формирование умения образовывать сравнительную степень прилагательных (сладкий — слаще, вкусный — вкуснее, кислый — кислее, горячий — горячее). Развитие понимания словосложения как способа образования новых слов (кислосладкий, свежемороженый)
| категорий
Самостоятельная постановка вопросов: что это? кто это? что делает? какой? какая? какое? какие: Выделение в составе предложения слов-действий и слов-признаков.
Графическая схема предложения.
Составление предложений с несклоняемыми существительными (кофе, какао меню).
Дифференциация вопросов чем? — с чем? (вилкой, ножом — с хлебом, с маслом). Знакомство с формой родительного падежа существительных в значении частичности объекта (стакан молока, чашка чая(ю), кусочек сахара(у), ведро воды)
| Совершенствование разговорно-диалогической речи (игры-диалоги «Маленькая хозяйка»). Составление конц. рассказа «Мама готовит обед». Составление рассказа по картинкам на фланелеграфе «Магазин "Продукты"»
| при составлении
рассказов.
Развитие
перцептивных
способностей
детей
(вкус, обоняние,
осязание,
зрительное
восприятие)
|
3 период
|
«Сложные слова»
(на материале
пройденных
лексических тем).
Обобщение
и закрепление
полученных
сведений
о словосложении
как способе
образования
новых слов
(2 занятия)
| Активизация в речи детей сложных существительных и прилагательных: носорог, рыболов, пароход, листопад, самолет, трубочист и др.; быстроногий, длинноногий, красногрудый, светло-, темно-, рыжеволосый, голубоглазый и др.
| Составление словосочетаний типа рыбу ловит — рыболов, снег падает — снегопад, сады разводит — садовод. Составление предложений описательного характера о сверстниках, о маме (У Димы светлые волосы. Он светловолосый. У моей мамы голубые глаза. Она голубоглазая). Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Закрепление понимания процесса сложения корней двух слов в одно слово
| Заучивание коротких стихов, отрывков со сложными словами (самолет, водопроводчик и др.). Пересказ рассказа «Все работают» с творческим заданием (замена второстепенных персонажей с использованием словосочетаний типа длинноухий заяц, красногрудый снегирь, быстрокрылая ласточка, голубоглазая девочка и т.д.). Построение связных высказываний о своей маме по собственным рисункам-портретам
| Развитие языкового чутья. Развитие вербального запоминания и припоминания. Развитие творческого воображения. Развитие положительных эмоций
|