Возобновление военных действий. Вестфальский мир

В 1621 г. закончился срок перемирия с Испанией и возобновились военные действия. Военные операции, связанные с общими событиями Тридцатилетней войны, шли с переменным успехом. Господствующая купеческая буржуазия Голландии склонялась к миру с Испанией, мешала взятию Антверпена войсками республики, опасаясь, что он будет включён в союз Соединённых провинций и станет опасным конкурентом Амстердама. Более того, голландские купцы даже снабжали испанцев, осаждённых в Антверпене, оружием и продовольствием, разумеется, за хорошую плату.

Вместе с окончанием Тридцатилетней войны была закончена и война Соединённых провинций с Испанией. В 1648 г. была признана независимость Соединённых провинций и ликвидирована их формальная связь с империей. К республике отошёл ряд городов и территорий Брабанта, Фландрии и Лимбурга, которые, однако, остались на положении бесправных и жестоко эксплуатируемых «гонералитетных земель». Устье Шельды осталось закрытым для торговли, и Антверпен окончательно запустел.

21 вопрос!Предпосылки Возрождения!

Культура Возрождения возникла и сформировалась ранее других стран в Италии, достигнув здесь блестящего расцвета в первые десятилетия XVI в. Ее зарождение в XIV в. и быстрое поступательное развитие в XV в. были обусловлены историческими особенностями страны. Одна из самых урбанизированных областей Европы — Италия в XIV-XV вв. достигла очень высокого уровня средневековой цивилизации по сравнению с другими регионами Европы.

Свободные итальянские города-государства в условиях политического партикуляризма обрели экономическую мощь, опираясь на передовые формы торгово-промышленного и финансового предпринимательства, монопольные позиции на внешних рынках и широкое кредитование европейских правителей и знати.

Независимые города Северной и Центральной Италии, богатые и процветающие, чрезвычайно активные экономически и политически, стали главной базой складывания новой, ренессансной культуры, светской по своей общей направленности.

Немаловажное значение имело и то обстоятельство, что в Италии не сложились четко оформленные сословия, а феодальная знать оказалась вовлеченной в бурную городскую жизнь и тесно смыкалась в своей политической и хозяйственной деятельности с купеческой верхушкой и состоятельным слоем пополанства, границы между которыми были размыты.

Эта особенность итальянского общества способствовала созданию в городе-государстве особого климата: здесь ценилась и культивировалась свобода полноправных граждан, их равенство перед законом, доблесть и предприимчивость, которые открывали путь к социальному и экономическому преуспеванию. В городской среде отчетливее проявлялись новые черты миросозерцания и самосознания различных прослоек общества.

Характерным примером могут служить деловые книги, семейные хроники, мемуары, письма представителей видных семейств Флоренции, Венеции, других городов — в так называемой купеческой литературе ярко отразились умонастроения как патрициата, так и пополанской среды. Показательно само существование такого рода литературы, свидетельствующей о высокой образованности ведущего социального слоя города.

Среди предпосылок зарождения и развития ренессансной культуры в Италии одной из важнейших была широкая система образования — от начальных и средних школ, содержавшихся на средства городской коммуны, домашнего обучения и профессиональной подготовки в лавках купцов и ремесленников до многочисленных университетов.

В отличие от других стран они рано оказались открытыми для преподавания дисциплин, расширявших рамки традиционного гуманитарного образования. Наконец, немалую роль сыграла в Италии и особенно тесная историческая связь ее культуры с римской цивилизацией — не следует забывать о многочисленных сохранившихся в стране памятниках древности.

Восстановление преемственности с античной культурой — задача, выдвинутая деятелями Возрождения, не случайно зародилась и долгое время полнее всего осуществлялась именно в Италии, для которой культура Древнего Рима была важной частью ее собственного прошлого. Новое отношение к античному наследию стало здесь проблемой воскрешения традиций предков.

Идейные истоки Ренессанса обнаруживаются уже в средневековой культуре Европы XII-XIII вв. Их можно видеть в провансальской лирике и поэзии вагантов, в городской сатире и новеллистике, в философии Шартрской школы, Пьера Абеляра, Иоанна Солсберийского. Светские мотивы, характерные для рыцарской и городской литературы, попытки освободить философию от догматизма, как и ряд других черт средневековой культуры, — все это готовило почву для культуры Возрождения с ее нетрадиционными, хотя и остававшимися в рамках христианского мировоззрения, представлениями о мире и человеке.

22 вопрос!Франция во вт.пол 16 века и причины религиозных войн

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ ВО ФРАНЦИИ(1562-1598 годы)

Гражданские войны во Франции между католиками, составлявшими большинство населения, и протестантским меньшинством, исповедавшим кальвинизм и называвшим себя гугенотами. Синод пресвитерианской церкви (гугенотов) был установлен во Франции в 1559 году и обрел много последователей среди всех классов населения. Королевская власть попыталась восстановить католицизм на всей территории страны, но в первой войне 1562—1563 годов не смогла сокрушить гугенотов. Среди гугенотов было немало богатых купцов и банкиров, которые смогли нанять значительные отряды профессиональных солдат из числа швейцарских единоверцев. Гугенотов поддерживало немало аристократов, в частности, принц Луи де Конде, адмирал Гаспар де Колиньи и король Генрих Наваррский. Радикальную католическую партию возглавляло семейство герцогов Лотарингских де Гизов, стремившееся как полностью изгнать гугенотов из Франции, так и ограничить власть короля. Была еще партия «политиков», или умеренных католиков. Они выступали за сохранение католицизма в качестве господствующей религии и предоставление гугенотам свободы вероисповедания В ряде случаев они выступали на стороне гугенотов против Гизов. В 1563 году герцог Франсуа де Гиз одержал победу при Друа, но вскоре был убит подосланным гугенотами убийцей. Гугенотская армия одержала победы и в войнах 1567—1568 и 1568—1570 годов. Эти войны отличались невероятной жестокостью с обеих сторон Пленных, как правило, не брали, а порой и вырезали целые деревни, если их жители придерживались иной религии. Четвертая война началась в 1572 году после того, как католики устроили 24 августа 1572 года, в день Святого Варфоломея, резню гугенотов, съехавшихся в Париж на свадьбу Генриха, короля Наваррского, и принцессы Маргариты Валуа. Было убито более 9 тысяч человек, в том числе Колиньи и многие другие вожди гугенотов В 1573 году было достигнуто перемирие, но в 1574 году боевые действия возобновились, но не принесли решительной победы ни одной из сторон. В 1576 году был выпущен королевский эдикт, провозглашавший свободу вероисповедания на всей территории Франции, за исключением Парижа. В ходе новой войны 1577 года, инспирированной созданной Гизами Католической лигой, эдикт был подтвержден, но король Генрих III оказался не в состоянии провести его в жизнь. В 1580 году вспыхнула еще одна война, не имевшая решительных последствий. Но в 1585 году, когда Генрих Наваррский заявил претензии на французский трон, началась кровопролитная Война трех Генрихов — Генриха III, Генриха Наваррского и Генриха, третьего герцога де Гиза. Генрих Наваррский одержал победу, несмотря на то что его противники пользовались военной поддержкой Испании. Он разбил Генриха III при Котрэ в 1587 году. Генрих III вынужден был подтвердить свободу вероисповедания. Тогда Гизы в 1588 году подняли восстание в Париже и изгнали оттуда короля. Генрих пошел на уступки лидерам Католической лиги, объявил о поддержке исключительных прав католиков, но по возвращении в Париж организовал убийство Генриха де Гиза и его брата кардинала Луи де Гиза. Затем, заручившись поддержкой Генриха Наваррского, объявленного наследником престола, Генрих III подавил выступления Лиги, но в 1589 году был убит фанатиком-монахом Жаком Клементом. Ему наследовал Генрих Наваррский, ставший Генрихом IV— первым королем Франции из династии Бурбонов. Но Католическая лига, пользовавшаяся особо сильной поддержкой среди населения Парижа, отказалась признать его королем. Генрих разбил войска Лиги при Аркэ в 1589 году и при Иври в 1590 году, но не мог овладеть Парижем до 1594 года. Чтобы вступить в столицу Франции, ему пришлось вернуться в лоно католической церкви. В связи с этим Генриху приписывают крылатую фразу: «Париж стоит мессы!» Черту под религиозными войнами в 1598 году подвел мирный договор Генриха IV с Францией в Вервине, согласно которому Испания отказывалась от поддержки Католической лиги. В том же году Генрих издал Нанте -кий эдикт, гарантировавший свободу вероисповедания и признававший господство протестантизма в 200 городах, где гугеноты получали право возводить укрепления. Формально можно считать, что гугеноты одержали победу в религиозных войнах, но фактически она оказалась мнимой. Подавляющее большинство населения Франции осталось верно католицизму и симпатизировало идеям Лиги. Богатства же купцов-гугенотов стали предметом вожделения как королевской казны, так и католической аристократии. Многие феодалы были должны значительные суммы банкирам-гугенотам. В 1621 году вспыхнуло восстание против введения католической религии в Беарне, признававшемся ранее гугенотским городом. Подавив его в 1622 году, фактический правитель Франции кардинал Ришелье лишил гугенотов право иметь свои крепости, за исключением Ла-Рошели и Монтобана. Новое гугенотское восстание 1625 года привело к захвату Ла-Рошели королевскими войсками в 1628 году и к договору 1629 года, лишившего гугенотов всякого политического влияния в стране. В 1685 году король Людовик XIV отменил Нантский эдикт, поставив гугенотов перед выбором, либо принять католичество, либо покинуть родину. Сотни тысяч французов выбрали эмиграцию: и поселились в Германии, Голландии, Швейцарии, Англии и заморских колониях, в частности в Северной Америке и Южной Африке.

23 вопрос!Живопись и скульптура!

СКУЛЬПТУРА В средние века скульптура была неотделима от архитектуры. Соборы украшались барельефами и скульптурами изнутри и снаружи. Романский стиль не предполагал единых норм. Вход внутрь разделял земной и небесный мир, поэтому над ним часто изображали картину страшного суда. Наряду с религиозными сценами в романском стиле присутствуют сказочность и фантазия -барельефы изображают фантастические существа, не связанные с религией.

Сцена Страшного суда в церкви Нерезе

В готических статуях облик людей передается более точно. У скульпторов возрождается интерес к красоте внешнего облика человека. Статуи изображали не только чудеса, сотворенные Христом, но и его страда-ния. Основной мыслью го- тического искусства было очищение от греха и возвышение через страдание. СКУЛЬПТУРНАЯ ГРУППА СОБОРА В ШАРТРЕ (ФРАНЦИЯ).

КУЛЬПТУРЫ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ И АНГЕЛА В СОБОРЕ В ШАРТРЕ

Огромное значение в творчестве придавалось образу Богоматери-Мадонны - в ней видели заступницу людей перед ее сыном Иисусом СКУЛЬПТУРА БОГОМАТЕРИ В СОБОРЕ В ШАРТРЕ

Скульптура «Благословляющий Христос» (соборе в городе Амьен, Франция).

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЖИВОПИСЬ Стены храмов покрывались живописью. В романских соборах это были тради-ционные фрески, а в готических - где не хватало места из-за окон- использовались витражи. Свет, проходя через цветное стекло,«играл» на стенах и полу. Это придавало соборам праздничный вид.

Фреска «Оплакивание Христа»

Витраж в Соборе Иоанна Крестителя, Лион («готическая роза») Витраж (фр. vitrage — остекление, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении. С давних пор витраж использовался в храмах. В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня, из которых составляли орнамент. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах».

Витражи Собора Сент-Шапель Париж

Витражи в Бременском соборе, Германия.

24 вопрос! В книге. Анг абсолютизм!

25 вопрос!Ист значени возрождения!

В развитии культуры Возрождения различают следующие этапы: Раннее Возрождение, представителями которого были Петрарка, Боккаччо (писатель, поэт; «Декамерон»), Донателло (скульптор; «Давид»), Боттичелли (живописец; религиозные картины), Джотто (художник, архитетктор) и др.; Высокое Возрождение, представленное Леонардо да Винчи (универсальный человек – художник, архитетктор, ученый, писатель), Микеланджело (скульптор, художник), Рафаэлем (художник, скульптор «Сикстинская мадонна»), Франсуа Рабле (приветик фр. Писатель «Гаргантюа и Пантагрюэль»), и Позднее Возрождение, когда обнаруживается кризис гуманизма (Шекспир «Ромео и Дж» и проч., Сервантес «Дон Кихот»). Главная особенность Возрождения - целостность и разносторонность в понимании человека, жизни и культуры. Резкое возрастание авторитета искусства не вело к его противопоставлению науке и ремеслу, а осознавалось как равноценность и равноправность различных форм человеческой деятельности. В эту эпоху высокого уровня достигли прикладные искусства и архитектура, соединившие художественное творчество с техническим конструированием и ремеслом. Человек эпохи Возрождения: Философы Возрождения от Эразма до Монтеня преклонялись перед разумом и его творческой мощью. Разум — это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической античной литературы. В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье — и в этом состояло его подлинное благородство. Улучшение человеческой природы через изучение античной литературы — краеугольный камень ренессансного гуманизма. Особенность искусства Возрождения в том, что оно носит ярко выраженный демократический и реалистический характер, в центре его стоят человек и природа. Художники достигают широкого охвата действительности и умеют правдиво отобразить основные тенденции своего времени. Они ищут наиболее эффективные средства и способы для воспроизведения богатства и разнообразия форм проявления реального мира. Красота, гармония, изящество рассматриваются как свойства действительного мира. Эпоха Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Но все таки представление людей о мире и месте человека в нём менялось. Николай Коперник стал автором гелиоцентрической системы мира. (Он предположил, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого вращаются Земля и другие планеты). Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены, выверены и напечатаны многие античные тексты. Почти все гуманисты так или иначе занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.

26 вопрос!Соц-эконом развитие Франции в перв пол 16 века

Крестьяне, которые в те годы испытывали на себе сразу тройной гнёт в лице церкви, короля и феодалов, испытывали не самые лучшие времена. Большинство крестьян Франции не имели в своём распоряжении даже маленького участка земли. За то, что крестьянин пользовался землёй, он вынужден был платить феодалу ренту, которая составляла на тот момент 25 % от всего выращенного крестьянином урожая. Более тяжким для крестьянина была выплата ренты деньгами. Простой крестьянин также обязан был отдавать десятую часть своего дохода в пользу церкви, а также и целых три налога самому королю. В отличии от Англии, во Франции огораживание не дало должных результатов. Франция также отставала в развитии государственной промышленности. Из-за того, что процветало господство над цеховым строем, возникали препятствия на пути спроса, который постоянно возрастал. Людям требовались промышленные изделия, однако позволить их себе могли далеко не все, ведь городская беднота оставалась без постоянного заработка. Вскоре буржуазия и городская беднота пошла против цеховой системы. Из-за того, что были введены таможенные сборы и различные пошли на товар, торговля не получала должного развития в стране. Но постепенно в стране стали зарождаться отношения буржуазии, и в стенах города начал собираться капитал. Главными каналами служили государственные займы. Также продавались должности в судебной сфере деятельности а также в области финансовой индустрии страны. Самым обременительным считался налог на соль. Начиная с 1439 года, было решено ввести систему прямого налогообложения. Королевская семья взимала налог с каждого участка земли. Налоговые сборы не имели чётких рамок и границ, поэтому сборщики налогов пользовались этой лазейкой и постоянно меняли сумму налога в свою пользу. В середине 1549 года, правительство страны решило ввести помимо большой талии ещё и малую талию. Доход, который она приносила шёл на нужды войск. В начале 16 века ввели систему откупа. В начале 1604 года, была установлена обще-французская система откупа налогов. Система откупа стала постоянным источником накопления большого капитала.

Во Франции в середине 1522 года, были основаны самые первые займы государственного типа. В то время Франциск 1, который правил страной с 1494 года по 1543 год, позаимствовал у банкиров Парижа 250 тысяч ливров под 10 %. С тех пор началась стремительная спекуляция с рентными бумагами и проценты росли с непомерной скоростью. Тонтина стала системой государственного долга, который передавался по наследству и выплаты по процентам, мог получить прямой наследник. В то время стали процветать некие рантье – люди, которые жили только за счёт процентов от ценных бумаг. Но из-за того, что государство не контролировало выпуск рент государства, оно обанкротилось. В 1597 году, также как и в 1604 году, Сюлли аннулировал все займы государственного типа.

Из-за того, что были увеличены королевские тальи и значительно возросли остальные налоги, а также усилили эксплуатацию всех ростовщиков Франции, был определён процесс расслоения имущественного типа. В следствии этого без земель остались большинство простых крестьян. Зажиточные люди старались как можно больше скупить дворянские права на сбор налогов. На откуп брали косвенные налоги. Некоторые стали заниматься ипотечным кредитованием. Во Франции в те года процветало не предпринимательство а скорее ростовщичество. Большинство зажиточных людей Франции покупали себе должности в аппарате судебной администрации

27 вопрос!в книге.Развитие наук. Новая философия!

28 вопрос!Франция в перв пол 17 века!

Генрих IV и укрепление абсолютизма. Воцарение Генриха IV означало победу центростремительных сил. К началу XVII в. процесс превращения феодальных княжеств в провинции централизованного государства был завершен и Франция вступила в новую фазу политической эволюции, которая характеризовалась попыткой монархии создать единообразное во всех его частях государство. Процесс унификации экономики и административно-судебно-финансовой системы, требовавший ликвидации вольностей и привилегий отдельных частей государства, был сложным и длительным. Генриху IV удалось преодолеть разруху, вызванную войнами. Были приняты меры по упорядочению государственных финансов. Проводник налоговой политики Генриха IV первый министр Сюлли ограничил произвол откупщиков и "финансистов" и облегчил бремя прямых налогов на крестьянство, желая поставить сельское хозяйство в такие условия, при которых оно могло бы давать дворянам и государству большой доход. При Генрихе IV укрепилось положение буржуазии, представлявшей значительную силу, с которой приходилось считаться монарху. Росту и укреплению буржуазии способствовала покровительственная политика короля в торговле и в промышленности (повышение пошлин на ввозимые товары, торговые договоры, учреждение заморских компаний и т.д., льготное налогообложение), результатом чего явилось развитие и расширение рассеянных мануфактур, а также возникновение централизованных мануфактур в горном деле, артиллерийском производстве, полотняной, шелкопрядильной, ковроткацкой и стекольной промышленности. Появились привилегированные королевские мануфактуры по производству шелка, полотна, золотой пряжи, фаянсовых изделий. Некоторые из мануфактур насчитывали 700-800 рабочих. Росло политическое сознание буржуазии. Торгово-промышленная буржуазия резко отделила себя в политическом плане от знати и родовитого дворянства. Программа муниципальных вольностей, которая поддерживалась ею в годы гражданских войн, не выдержала испытаний. Горький опыт войн убедил буржуазию в необходимости поддержки абсолютизма.

Позиция господствующего класса в отношении абсолютизма не была однозначной. Феодальная аристократия, заинтересованная в сохранении своего влияния в государстве, поддерживала политическое единство в той мере, в какой оно отвечало ее интересам, продолжая оставаться главным противником единовластия монарха. При Генрихе IV влиянию аристократии был нанесен ощутимый удар: она была отстранена от участия в Королевском совете и руководства внешней политикой. Потеря политического влияния в центре увеличивала зависимость аристократии от королевской милости и поставила знать перед угрозой умаления ее власти в провинциях, где она имела губернаторские места. Стремясь ограничить власть губернаторов, Генрих IV направлял в провинции генеральных наместников из числа преданных людей для отправления финансовых и судебных дел, оставляя знати функции командования местными военными силами. В результате аристократия находилась в постоянном недовольстве. Стремление вернуть утраченное влияние в центральном управлении побуждало знать к выступлениям против монарха, не прекращавшимся в течение всего правления Генриха IV. Аристократия была инициатором гражданских войн, разразившихся после смерти Генриха IV.

Социальной опорой абсолютной монархии являлось родовитое среднее дворянство, положение которого претерпевало серьезные изменения. В связи с "революцией цен" из-за сокращения реальных доходов, получаемых с крестьянских земель, провинциальное дворянство несло большие потери. Кроме того, заполнение государственного бюрократического аппарата чиновниками буржуазного происхождения, которые занимали самые доходные должности в суде и финансово-административном управлении, лишало дворян и этого богатого источника доходов. Поощрение Генрихом IV хозяйственной деятельности дворян желаемых результатов не принесло. Служба в армии по-прежнему оставалась его главным занятием, что определяло величину расходов казны на содержание армии и характер внешней политики монархии. Больших успехов добилось новое дворянство, активно применявшее в своих владениях новые методы хозяйствования. В 1600 г. при непосредственном поощрении Генриха IV был опубликован агротехнический трактат представителя нового дворянства О. де Серра, в котором рекомендовались лучшие методы ведения хозяйства, в частности подчеркивалась необходимость сочетания простой и испольной аренды.

Возросло политическое влияние "дворянства мантии", занимавшего важные должности в центральном и провинциальном аппаратах: в Королевском совете, парламентах, счетных палатах, в городских муниципалитетах. "Дворянство мантии" входило в состав дипломатического корпуса, ему же принадлежали важнейшие доходные церковные и придворные должности. Высшее чиновничество сближалось с феодальной аристократией. Если в XVI в., в период своего возвышения, оно образовало четвертое сословие, то в XVII в. оно ставило себя выше всех прочих сословий.

Углубление внутри- и межсословных противоречий позволило Генриху IV укрепить свою единоличную власть. Французский король отказался от созыва Генеральных штатов, предпочитая узкие советы назначаемых им лиц (нотаблей). При Генрихе IV отчетливее проявлялась специфическая черта французской абсолютной монархии - исключительная роль бюрократического аппарата.

Политика Генриха IV вызвала сопротивление со стороны сил, враждебных абсолютизму. В 1610 г. Генрих IV был убит рукой фанатика - католика Равальяка.

Генеральные штаты 1614 г. и абсолютная монархия при Людовике XIII (1610-1643). Со смертью Генриха IV оживилась феодальная аристократия, которая, используя слабость королевской власти при малолетнем Людовике XIII, стремилась возвратить утраченные позиции. Под давлением знати в 1614 г. были созваны Генеральные штаты. Аристократия рассчитывала на поддержку сословий, однако не учла глубоких изменений прежде всего в третьем сословии: возросшую роль чиновничества, особенно провинциального, а также рост влияния формирующейся торгово-промышленной буржуазии. Программа представителей третьего сословия свидетельствовала о его разрыве с феодальной знатью и о поддержке абсолютной монархии. Позицию, склонную к отступлению от знати, заняло родовитое дворянство. Генеральные штаты 1614 г. продемонстрировали размежевание социальных сил между двумя лагерями - правительством и феодальной аристократией - и оказали огромную поддержку абсолютизму в борьбе со знатью.

Начавшиеся в том же 1614 году гражданские войны (1614- 1629) свидетельствовали о том, что феодальная аристократия не сложила оружие. Однако ее сопротивление было безуспешным.

С начала 30-х годов XVII в. политика монархии характеризовалась решительными действиями против титулованной знати и против автономии гугенотской республики. Проводником и инициатором политики государственной власти стал первый министр Людовика XIII кардинал Ришелье (1586-1642). С именем Армана Жана дю Плесси, кардинала и герцога Ришелье, связано начало триумфа абсолютизма. В лице Ришелье французская корона обрела не только выдающегося государственного деятеля, но и одного из видных теоретиков абсолютной монархии. Отпрыск провинциальной дворянской семьи, он стал еще при Генрихе IV епископом города Люсона в Пуату и принял участие в ассамблее Генеральных штатов 1614 г. как один из депутатов от духовенства. В 1616 г. он сделался членом, а затем и председателем совета при регентше Марии Медичи, испытал опалу, но уже в 1624 г. вошел в Королевский совет, став затем первым министром королевства.

Характеризуя время своего прихода к власти, Ришелье напишет в своем "Политическом завещании": "Когда Вы, Ваше величество, решили одновременно и предоставить мне доступ в Ваши советы, и оказать мне великое доверие в управлении Вашими делами, я поистине могу сказать, что гугеноты делили власть и государство с Вами, что вельможи вели себя так, как будто они не были Вашими подданными, а наиболее могущественные губернаторы провинций чувствовали себя в своих должностях настоящими государями. Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество королевства". Первый министр Людовика XIII всю свою деятельность направил на осуществление этой программы. Главными ее вехами стало наступление на политические права гугенотов: ликвидация гугенотского государства, лишение власти непокорных губернаторов и укрепление института генеральных наместников-интендантов.

Военные действия против гугенотов длились с 1621 по 1629 г. В 1628 г. был осажден оплот гугенотов морской порт Ларошель. Падение Ларошели и утрата городами привилегии самоуправления ослабили сопротивление гугенотов, в 1629 г. они капитулировали. "Эдикт милости" (1629) подтвердил основной текст Нантского эдикта, касавшийся права свободного исповедания кальвинизма. Все статьи, которые относились к политическим правам гугенотов, были отменены. Гугеноты лишились своих крепостей и права держать свои гарнизоны. Ришелье занялся укреплением государственного аппарата абсолютной монархии. Наиболее значительным его мероприятием в этой области стало окончательное утверждение института интендантов. На местах политике короля мешали губернаторы и провинциальные штаты. Выступая в качестве представителей как королевской, так и местной власти, губернаторы становились фактически самостоятельными правителями. Местные сословно-представительные учреждения практически оставались действующими на одной трети территории Франции. Ришелье пытался сломать эти учреждения. Инструментом королевской власти выступали интенданты. Возникновение этого института относится к XVI в., когда практиковалась отправка в командировки секретарей Большого совета (интендантов). Они являлись полномочными представителями королевской власти на местах. Со второй половины XVI в. эти отъезды приняли регулярный характер. Сначала миссия интенданта имела временный характер, затем постепенно она делается постоянной. В руках интендантов сосредоточиваются все нити провинциальной администрации. За пределами их компетенции остается только армия.

Ришелье не везде отменял должность губернаторов, но там, где он оставлял этих должностных лиц, вводились интенданты, с тем чтобы губернаторские функции были чисто почетными. Вся экономическая, финансовая и социальная политика была сосредоточена в руках интендантов, как правило, выходцев из третьего сословия. В этом заключался весь смысл политики Ришелье: наряду с губернаторами, которые являлись крупными землевладельцами, ставить скромных чиновников, без титула, без земельных владений, которые участвовали во всех делах, незаметно отбирая у губернаторов их власть и сосредоточивая в своих руках все нити управления. Однако окончательное превращение интендантов в основу провинциальной администрации произошло позже, при Людовике XIV.

Стремясь сосредоточить все рычаги государственного управления в руках монарха, Ришелье отнял у судебных палат (парламентов) право отказа от регистрации королевских актов, прибегнув также к насильственному выкупу наследственных должностей у неугодных членов парламентов.

Все это позволило Ришелье осуществить главную цель - создание централизованного аппарата государственной власти, что прямо отвечало его политической доктрине, основывавшейся на принципе божественности абсолютной власти монарха.

Интересам абсолютизма отвечала и экономическая политика Ришелье. Первый министр форсирует экономическое развитие государства. С 1629 по 1642 г. во Франции были образованы 22 торговые компании. К этому времени относится начало французской колониальной политики. Сам Ришелье был главным участником торговой компании "Новая Франция". Тогда же французская корона вступила на путь заключения торговых договоров, в первую очередь с Ганзейским союзом и Англией.

Во внешней политике Ришелье последовательно отстаивал национальные интересы Франции. Начиная с 1635 г. Франция под его руководством активно участвовала в Тридцатилетней войне (см. гл. 38). Вестфальский мир 1648 г. способствовал обретению Францией наряду со Швецией ведущей роли в международных отношениях в Западной Европе. Но 1648 год для Франции не был концом войны. Испания отказалась подписать мир с французским монархом. Франко-испанская война продолжалась до 1659 г. и закончилась победой Франции, получившей по Пиренейскому миру Руссильон и провинцию Артуа. Таким образом был решен давний пограничный спор между Францией и Испанией.

Народные восстания первой половины XVII в. Успехи французского абсолютизма были достигнуты ценой чрезвычайного роста налогов. Ответом на это был подъем крестьянско-плебейских восстаний. В период с 1624 по 1642 г. можно отметить три волны больших крестьянских восстаний, не считая постоянных местных вспышек и выступлений плебейских масс в городах. В 1624 г. происходило крестьянское восстание в Керси, в 1636-1637 гг. - во многих юго-западных провинциях, в 1639 г. - большое восстание "босоногих" в Нормандии.

Восстание в Керси в 1624 г. было направлено главным образом против соляного налога ("габели"). Крестьяне намеревались захватить город Кагор, но были разбиты отрядами местных дворян.

Восстания 1636-1639 гг. были связаны не только с налоговым гнетом, но и с огромными тяготами, которые ложились на население городов и сел по содержанию расквартированных войск, участию в военных поставках в период вступления Франции в Тридцатилетнюю войну.

В восстании "босоногих" в Нижней Нормандии (1639) приняли участие до 20 тыс. человек. Армия восставших называла себя "армией страдания". В основном это была беднота городов и деревень, хотя среди восставших и даже руководителей движения были и буржуа. На некоторое время вся Нижняя Нормандия оказалась в руках восставших. Правительство вынуждено было отозвать с театра военных действий значительные отряды для подавления восстания.

Культура Франции в XVI в. В XVI столетии культура Возрождения во Франции была отмечена, как и в других странах Европы, решительными победами светской гуманистической мысли над средневековым аскетическим мировоззрением и схоластикой. Расцвет культуры Возрождения во Франции XVI в. имел свои глубоко национальные корни. Главную роль в формировании французской национальной культуры сыграл язык, которым стал язык Северной Франции, объединивший складывавшуюся нацию. Этому процессу способствовала и политика абсолютизма: северофранцузский язык стал обязательным в законодательстве и судопроизводстве как центра, так и провинций. Однако процесс утверждения единого языка был сложным и медленным, тормозился сохранением различных диалектов северофранцузского языка и распространением на значительной территории провансальского наречия.

В XVI в. во Франции получают распространение идеи гуманизма, в первой половине века - в значительной мере под влиянием Италии. Это сказалось в широком интересе к филологии, древним языкам, особенно греческому. Начало утверждения гуманизма во Франции связано с деятельностью греков Георгия Гермонима и Иоанна Ласкариса, выходцев из Италии правоведа Караччоло, филологов Скалигера и Бальби, писателя Луиджи Аламани и др. Идеи итальянских гуманистов конца XV в. оказали определенное влияние на мировоззрение Лефевра д'Этапля, известного богослова, математика и филолога, применившего критический текстологический метод к изучению религиозных книг. Многие годы потратил Лефевр на перевод Библии на французский язык (она была напечатана в 1530 г.), что вызвало резкое недовольство католической церкви.

Появившиеся еще в конце XV в. типографии печатали не только французскую литературу, но и сочинения древних авторов: Цицерона, Салюстия, Валерия Максима, - а также итальянских гуманистов, в том числе Лоренцо Баллы. Большую роль в распространении трудов античных авторов и гуманистов играла типография Этьена Доле в Лионе. Ученый филолог и типограф, автор "Комментариев к латинскому языку", лирических стихов и философских размышлений, Этьен Доле выступал в защиту свободной творческой мысли. Деятельность Э. Доле и его единомышленников превратила Лион в центр ренессансного свободомыслия. Э. Доле восстановил против себя теологов богословского факультета Сорбонны. С санкции церкви он был сожжен в 1546 г. как еретик.

В 1530 г. в Париже была основана гуманистическая школа - Коллеж де Франс, у истоков создания которой стоял известный французский гуманист Гийом Бюде (1467-1540). Новое учебное заведение, созданное в противовес Сорбонне, располагало кафедрами древних языков, философии, математики и медицины, став ассоциацией ученых, распространявших гуманистические знания. На кафедрах Коллеж де Франс преподавали многие гуманисты.

Гийом Бюде мечтал о создании гуманистической светской школы. Большое значение он придавал филологии, рассматривая ее в ренессансном духе как путь к познанию античной культуры для совершенствования и духовного раскрепощения личности.

Современниками Г. Бюде и Э. Доле, защитниками национального языка и свободомыслия были Клеман Маро и Бонавантюр Деперье. К. Маро (1496-1544) -крупнейшая фигура во французской поэзии первой половины XVI в. Поэт-гуманист, автор лирических стихотворений, посланий-рассуждений, стихотворных новелл и басен, К. Маро был борцом за свободу совести, защитником прав человеческой личности. Значительную роль в развитии свободомыслия во Франции сыграл Б. Деперье, зачинатель французской новеллистики. Его "Новые забавы" и "Кимвал мира" представляли жизнерадостное свободомыслие передовой гуманистической интеллигенции, противостоявшей правоверной религиозности. Огромный вклад в развитие французского языка внесла "Плеяда", объединявшая французских поэтов во главе с Жаокином Дюбелле (1522-1560) и Пьером Ронсаром (1524-1585). "Плеяда" самоопределилась как единая национальная поэтическая школа. Забота о французской литературе отличала деятельность этого объединения с первых его шагов. Это отразилось и в защите французского языка как полноправного языка литературы. В 1549 г. "Плеяда" опубликовала манифест "Защита и возвеличивание французского языка", который отразил национальные устремления французского Возрождения. Дюбелле призывал создать свою национальную поэзию, которая не уступала бы по своим литературным достоинствам поэзии античности.

С приходом "Плеяды" появился новый тип литератора, менее зависимый от вкусов титулованных заказчиков. Дюбелле и Ронсар отражали интересы широкого слоя французской интеллигенции, воспитанной на гуманистической культуре европейского Возрождения.

В поэзии Ронсара отразилось характерное для эпохи восторженное отношение ко всем проявлениям человеческого бытия, а также к природе. Для Ронсара природа имела эстетическую и философскую значимость, она не только источник вдохновения, но и наставница в жизни, мерило прекрасного. Природа в одах Ронсара неотделима от человека. Творчество поэтов "Плеяды" во французской литературе породило пейзажную лирику.

Однако в тяжелые для Франции годы гражданских войн перо поэта-лирика Ронсара обращается к политическим и философским сюжетам. Ронсар выступает как основоположник традиции политической поэзии, проникнутой духом патриотизма. Основная черта его "Рассуждений" - это осознание себя как части нации, как ответственного за судьбу страны. Историческая заслуга "Плеяды" состояла в глубоком раскрытии мыслей, чувств, переживаний своего современника - человека сложной и противоречивой эпохи, завершающего этапа французского Возрождения. Литература французского Возрождения впитала в себя лучшие образцы и традиции устного народного творчества. В этой связи особенно показательна фигура сатирика и поборника новой науки Франсуа Рабле (1494-1553). Его роман "Гаргантюа и Пантагрюэль" - произведение глубоко народное по своей идейной направленности и по форме. Под пером Рабле родилась новая проза - роман нового времени. В этом национальное и общеевропейское значение творчества великого сатирика. Рабле ведет свое повествование в духе французских сказаний о веселых гигантах, приближенных легендарного короля Артура, и таким образом создает реалистическую обобщенную картину современного ему французского общества, подвергая осмеянию средневековый уклад жизни. В романе провозглашается важнейший манифест французского гуманизма: свобода разума и гимн наукам. Рабле призывает беспрестанно совершенствоваться, в программу гуманистического воспитания он включает изучение филологических дисциплин, истории, естествознания, астрономии. У гуманиста царит подлинный культ знаний, науки. С особой силой Рабле обрушивается на католическую церковь и монашество, выступая против схоластической науки, противопоставляя ей пафос научного познания мира и овладения его богатствами на благо человека.

Вторая половина XVI в. была особым периодом в культуре Франции. Своеобразие этого времени определялось сложной общественной обстановкой гражданских войн. Передовым людям Франции приходилось мобилизовывать все свои духовные ресурсы для того, чтобы, не поддавшись всеобщему ожесточению и смятению, попытаться осуществить необходимую переоценку ценностей, разобраться в себе и своем окружении. Современниками гражданских войн были Мишель де Монтень (1533-1592) и Жан Воден (1530-1596), творчество которых было неотъемлемой частью культуры Возрождения. Свойственные этой культуре гуманизм, реалистические тенденции Монтень и Воден развивали в условиях, когда само существование Франции было поставлено под угрозу. В этой обстановке были задуманы Монтенем "Опыты". Он начал их писать вскоре после событий Варфоломеевской ночи. Замысел Монтеня был оригинален - познать самого себя ("Содержание моей книги - я сам"). Идеал автора - это суровое представление о добродетели, которая позволяет человеку преодолевать невзгоды, превозмочь страдания и подавить чувство страха перед смертью. Стоицизм Монтеня отличался жизнеутверждающим характером, он укреплял в человеке веру в себя и в свое будущее. В "Опытах" формируется философский скептицизм Монтеня, увенчанный знаменитой формулой: "Что я знаю?" Его скептицизм направлен против схоластики и подчинения авторитетам, против веры в чудеса и любые проявления невежества, в защиту свободной мысли. "Я люблю и почитаю науку, равно и тех, кто ею владеет. И когда наукой пользуются как должно, это самое благородное и могучее из приобретений рода человеческого. Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию". Высший критерий для человека - его разум. Мировоззрение Монтеня рационалистично. Этические взгляды пронизаны светским духом. Гуманист проникается доверием к "естественной" природе человека. Он видит в ней мудрую и добрую наставницу людей. Человек должен не чинить над ней насилие, а считаться с ее побуждениями, подвергая их, однако, контролю разума. Этический идеал Монтеня - благо отдельной человеческой личности с ее духовными устремлениями, представлениями о добре и справедливости.

Тесно связаны с традициями гуманистической мысли педагогические воззрения Монтеня. Он стремится сокрушить схоластические методы воспитания, не оставляя в своей программе места религиозному фактору. Выступая против книжного воспитания, М. де Монтень ратует за воспитание, использующее опыт, живые примеры, которые развивают у ребенка инициативу и находчивость, за всестороннее развитие личности, формирующее людей здоровых духом и телом, обладающих высокими интеллектуальными запросами и вместе с тем скромных и нравственно порядочных. Касаясь социальных проблем, Монтень отстаивает мысль о врожденном равенстве людей. Он доказывает, что людей следует ценить только в зависимости от их личных достоинств и заслуг перед обществом. Большую симпатию гуманист выражал простым труженикам: "Обратим свой взор к земле, на бедных людей, постоянно склоненных над своей работой, не ведающих ни Аристотеля, ни Катона; вот откуда сама природа каждодневно черпает примеры твердости и терпимости, более чистые и более четкие, чем те, которые мы так любознательно изучаем в школе".

В творчестве Ж. Бодена большое место заняли политические проблемы. В "Шести книгах о государстве" и "Методе изучения истории" Боден выступал защитником наследственной монархии, вскрывая национальные традиции монархического устройства во Франции. Особого внимания заслуживают попытки Бодена дать научное обоснование проблеме происхождения народов. Учение гуманиста о спонтанности, стихийности и общности происхождения народов являлось завоеванием французской гуманистической мысли XVI в. в борьбе с архаическими представлениями. Боден проводит идею об исключительном влиянии географической среды, климата на формирование характера человека, его способностей.

Реформация оставила свой след в культуре Франции. Французские кальвинисты достигли высокого мастерства в жанре политической литературы: их политические и судебные речи, проповеди и диспуты стали важным элементом в формировании политической и религиозной идеологии. Особым направлением в литературе стала гугенотская поэзия, одной из значительных фигур здесь был Агриппа д'Обинье. Трагические поэмы, сонеты и "Мемуары" А. д'Обинье проникнуты духом безысходности. С особым пристрастием автор изображает политический кризис, вырождение правящей королевской династии, защищая традиции ограниченной сословной монархии.

В конце XVI в. зародилось новое литературное течение, провозвестниками которого являлись Франсуа Малерб (1555-1628) и его группа. Кружок Малерба сохранил традиции "Плеяды" в создании национальной французской литературы.

В области изобразительного искусства идеи и технические приемы Возрождения нашли воплощение в творчестве выдающегося портретиста Ф. Клуэ (1516/20-1572) и художников его круга, а также величайших скульпторов Жана Гужона (1510- 1568) и Жермена Пилона (1535-1590).

Несмотря на то что Ж. Гужон разделял религиозные и нравственные идеи Реформации, он не был склонен принять аскетический идеал кальвинизма. Его произведения выдержаны в светском духе. Образы Гужона близки поэтическим идеалам Ронсара.

Ж. Пилон являлся последним большим художником французского Возрождения. Он известен как мастер надгробных портретов, в частности гробницы Генриха II и Екатерины Медичи. Суровый реализм творчества Ж. Пилона был отражением кровавых событий религиозных войн.

Культура Франции в первой половине XVII в. В первой половине XVlI в. интеллигенцией Франции были восприняты гуманистические идеи. Творчество представителей науки, искусства и литературы характеризовали эмпиризм и реалистическое изображение действительности, национальное сознание и идеи сильной централизованной власти.

Этот период был связан с деятельностью философа и ученого, основателя современной математики и новатора в физике Рене Декарта (1596-1650) (см. гл. 39), замечательного драматурга Пьера Корнеля (1606-1684), великих художников Жана Калло (1592-1635), Никола Пуссена (1594-1665) и Луи Ленэна (1598-1648).

Выдающийся драматург Пьер Корнель, названный Пушкиным "истинным гением трагедии", создал монументальную патриотическую трагедию "Сид". В этом произведении, сюжет которого был заимствован из драмы испанского драматурга XVI в. Гильена де Кастро, получили воплощение в героических идеализированных образах политические идеи абсолютизма - единство нации, укрепление власти монарха, приоритет гражданского долга и обязанностей перед частными интересами и личными страстями. Трагедия имела большой успех, хотя была осуждена Французской академией. П. Корнеля призывали быть последовательным проводником политики Ришелье. Однако великий драматург оставался верным идеям свободомыслия и реализма, изображая жестокую борьбу за власть, игру политических интересов, монархов-тиранов.

Жан Калло - один из основоположников реалистического направления во французском искусстве XVII в. Его творчество отличается смелостью и меткостью наблюдений, интересом к жизни улицы и общественных низов. В лучших своих офортах он с большой яркостью воссоздает хорошо знакомые ему типы крестьян, горожан, солдат, нищих, провинциальных дворян. Исключительной силой и правдивостью образов выделяются его работы, посвященные бедствиям войны. В них он выразил протест против войны, разорившей его родину.

С 1631 г. во Франции стала выходить первая газета "Gazette de France". В 1635 г. была основана Французская академия. Деятельность академии и газета сыграли немалую роль в формировании сознания образованных кругов. Велико было участие Ришелье в организации академии и газеты. Первый министр короля стремился использовать и то, и другое в интересах монархии. Но отнюдь не с помощью Ришелье, а, напротив, вопреки идейному гнету абсолютизма достигла своей вершины французская мысль середины XVII в.

Годы правления Ришелье были периодом жестокого стеснения свободомыслия. Абсолютизм стремился укрепить свои идейные позиции. Вопросы идеологии находились в сфере особого внимания правительства. Покровительствуя писателям и поэтам, которые подчинялись официальным требованиям, Ришелье становился беспощадным к независимым. Свидетельство тому судьба Декарта, вынужденного эмигрировать в Голландию, и осуждение пьесы Корнеля "Сид".

29 вопрос!Развитие техники!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: