Исключительное авторское право на программу для ЭВМ или базу данных в силу закона или договора принадлежит правообладателю – автору указанных объектов, его наследнику, а также любому физическому или юридическому лицу, в том числе работодателю, если объекты созданы в связи с выполнением трудовых обязанностей или по заданию работодателя.
Программы для ЭВМ и базы данных относятся к объектам авторского права, при этом программам для ЭВМ предоставляется правовая охрана как произведениям литературы, а базам данных – как сборникам. Правовая охрана не распространяется на идеи и принципы, лежащие в основе программы для ЭВМ, базы данных, их элементов. Авторское право на программы для ЭВМ и базы данных не связано с правом собственности на их материальный носитель, передача прав на который не влечет за собой передачи прав на программы для ЭВМ и базы данных.
Исключительное право на охраняемые топологии интегральных микросхем аналогично праву на программы для ЭВМ и базы данных принадлежит правообладателю. Автором охраняемой топологии признается физическое лицо, в результате творческой деятельности которого эта охраняемая топология была создана. Право авторства на охраняемую топологию является неотчуждаемым личным правом и охраняется законом бессрочно. Правовая охрана не распространяется на идеи, способы, системы, технологию или закодированную информацию, которые могут быть воплощены в топологии.
|
|
Исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком и знаком обслуживания, а также запрещать его использование другими лицами принадлежит владельцу названных объектов. Использованием товарного знака считается применение его владельцем на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, упаковке товаров, а также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках. Правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации, на основе которой выдается свидетельство на товарный знак.
Право пользования наименованием места происхождения товара может быть предоставлено любому юридическому или физическому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий одинаковыми основными свойствами. На право пользования наименованием места происхождения товара в результате его регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности выдается свидетельство.
Использованием наименования места происхождения товара считается применение его на товаре, этикетках, упаковке, в рекламе, проспектах, счетах, бланках и иной документации, связанной с введением товара в гражданский оборот.
|
|
Исключительное право на селекционные достижения охраняется законом и подтверждается патентом.
В табл. 5.1 указаны виды и сроки действия охранных документов на рассмотренные выше объекты исключительных прав. Формы документов утверждены Российским агентством по патентам и товарным знакам (Роспатентом) и Государственной комиссией Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений.
Таблица 5.1 – Охранные документы и сроки их действия
Объект исключительных прав | Охранный документ | Срок действия документа |
Изобретение | Патент | 20 лет |
Полезная модель | Свидетельство на полезную модель | 5 лет |
Промышленный образец | Патент | 10 лет |
Программы для ЭВМ | Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ | – |
Базы данных | Свидетельство об официальной регистрации | – |
Топология интегральной микросхемы | Свидетельство об официальной регистрации | 10 лет |
Товарный знак и знак обслуживания | Свидетельство на товарный знак и знак обслуживания | |
Наименование места происхождения товара | Свидетельство | До истечения 10 лет с последующим продлением |
Селекционные достижения | Патент | 30 лет |
Деловая репутация организации может определяться в виде разницы между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств. Положительная деловая репутация рассматривается в качестве надбавки к цене, уплачиваемой покупателем в ожидании будущих экономических выгод; отрицательная деловая репутация отражает скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием стабильных покупателей, репутации качества,
навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и других факторов безубыточной деятельности.
Организационные расходы связаны с образованием организации, признаются в соответствии с учредительными документами, вкладами участников (учредителей) в уставный капитал. Расходы организации по оформлению учредительных документов, плата за консультации, регистрационные сборы, затраты на изготовление штампов, печатей, рекламные и иные расходы относятся к организационным.