Бухгалтерского учета нематериальных активов


Исключительное авторское право на программу для ЭВМ или базу данных в силу закона или договора принадлежит правообладателю – автору указан­ных объектов, его наследнику, а также любому физическому или юридическому лицу, в том числе работодателю, если объекты созданы в связи с вы­полнением трудовых обязанностей или по заданию работодателя.

Программы для ЭВМ и базы данных относятся к объектам авторского права, при этом программам для ЭВМ предоставляется правовая охрана как произведениям литературы, а базам данных – как сборникам. Правовая охрана не распространяется на идеи и принципы, лежащие в основе про­граммы для ЭВМ, базы данных, их элементов. Авторское право на програм­мы для ЭВМ и базы данных не связано с правом собственности на их мате­риальный носитель, передача прав на который не влечет за собой передачи прав на программы для ЭВМ и базы данных.

Исключительное право на охраняемые топологии интегральных микросхем аналогично праву на программы для ЭВМ и базы данных принадлежит пра­вообладателю. Автором охраняемой топологии признается физическое лицо, в результате творческой деятельности которого эта охраняемая топология была создана. Право авторства на охраняемую топологию является неотчуж­даемым личным правом и охраняется законом бессрочно. Правовая охрана не распространяется на идеи, способы, системы, технологию или закодиро­ванную информацию, которые могут быть воплощены в топологии.

Исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком и знаком обслуживания, а также запрещать его использование другими лица­ми принадлежит владельцу названных объектов. Использованием товарного знака считается применение его владельцем на товарах, для которых товар­ный знак зарегистрирован, упаковке товаров, а также применение товарно­го знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках. Правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации, на основе которой выдается свидетельство на товарный знак.

Право пользования наименованием места происхождения товара может быть предоставлено любому юридическому или физическому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий одинаковыми основными свойствами. На право пользования наименованием места происхождения товара в результате его регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности выдает­ся свидетельство.

Использованием наименования места происхождения товара считается применение его на товаре, этикетках, упаковке, в рекламе, проспектах, сче­тах, бланках и иной документации, связанной с введением товара в граждан­ский оборот.

Исключительное право на селекционные достижения охраняется законом и подтверждается патентом.

В табл. 5.1 указаны виды и сроки действия охранных документов на рас­смотренные выше объекты исключительных прав. Формы документов утверждены Российским агентством по патентам и товарным знакам (Рос­патентом) и Государственной комиссией Российской Федерации по испыта­нию и охране селекционных достижений.

Таблица 5.1 – Охранные документы и сроки их действия

Объект исключительных прав Охранный документ Срок действия документа
Изобретение Патент 20 лет
Полезная модель Свидетельство на полезную модель 5 лет
Промышленный образец Патент 10 лет
Программы для ЭВМ Свидетельство об официальной ре­гистрации программы для ЭВМ
Базы данных Свидетельство об официальной ре­гистрации
Топология интегральной мик­росхемы Свидетельство об официальной ре­гистрации 10 лет
Товарный знак и знак обслужи­вания Свидетельство на товарный знак и знак обслуживания  
Наименование места происхож­дения товара Свидетельство До истечения 10 лет с последующим продлением
Селекционные достижения Патент 30 лет

Деловая репутация организации может определяться в виде разницы меж­ду покупной ценой организации (как приобретенного имущественного ком­плекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств. Положительная деловая репутация рассматривается в каче­стве надбавки к цене, уплачиваемой покупателем в ожидании будущих эко­номических выгод; отрицательная деловая репутация отражает скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием стабильных покупателей, репутации качества,


навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опы­та управления, уровня квалификации персонала и других факторов безубы­точной деятельности.

Организационные расходы связаны с образованием организации, призна­ются в соответствии с учредительными документами, вкладами участников (учредителей) в уставный капитал. Расходы организации по оформлению уч­редительных документов, плата за консультации, регистрационные сборы, затраты на изготовление штампов, печатей, рекламные и иные расходы отно­сятся к организационным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: