Помещения двора были украшены многоцветными росписями и рельефами. Плоские, четкие и жесткие по своему ритму, подчиненные строгим канонам, фризообразные ленты рельефов изображали то легендарного героя Гильгамеша, побеждающего льва, то военные походы царей, прославляя военную тему, физическую силу.
Рельефы двореца Ашшурбанапала (669 — ок. 635 гг. до н. э.) в Ниневии. Наиболее совершенные. Зрелое мастерство проявилось здесь не только в возросшей динамике, в чеканной лепке, сильной и сочной моделировке фигур, но и в более эмоциональном восприятии жизни. Мчащиеся галопом кони, как и фигуры всадников, полны напряжения, пафоса и силы. Художники подметили страдания зверей, безжалостно уничтожаемых людьми. Сцены гибели газелей, диких лошадей и львов исполнены подлинного драматизма.
Раненая львица (вторая половина 7 в. до н. э., Лондон, Британский музей, ил. 17).
Лев изрыгающий кровь.
Гладкий фон рельефов многоречив. Он как бы передает суровый дух пустыни, где, пронзенная стрелами, издает свой последний предсмертный рев львица. Смелость и простота приемов раскрывают напряженность чувства.
В 612 г. до н. э., завоеванная Вавилоном и Мидией, Ассирия пала. Однако ее искусство оказало влияние на другие страны древнего мира.
Нововавилонское искусство