Модель | Цель | Пример | Способ работы (вопросы) |
X заставляет Y чувствовать | Изменить модель мира таким образом, чтобы человек принял ответственность за свои реакции | Он причиняет мне много страданий | 1.Всегда ли дела обстоят именно так? |
Он меня злит | 2.Попросить найти исключение из правил | ||
Я опечален, поскольку вы забыли позвонить | 3.Попросить конкретизировать эту зависимость | ||
Мне одиноко, потому что… | 4.Задать вопрос, «перевернув» зависимость | ||
X, но Y | (то же) | Я не хочу сердиться, но она все время бранит меня | (то же) |
Я не люблю быть строгим, но работа требует этого от меня | |||
X, значит Y | (то же) | Если муж поздно приходит домой, значит, завел себе любовницу | 1.Каждый раз, когда муж приходит поздно, это заставляет Вас злиться? 2.Был ли хотя бы один случай, когда муж пришел поздно, а Вы испытывали другое чувство? 3.Как конкретно поздние приходы заставляют Вас злиться? 4.Значит, если бы муж приходил домой вовремя, Вы бы не злились? |
Для неконкретных глаголов можно построить такую таблицу (см. табл. 18). Глаголы обозначают процессы и действия. Детали процесса могут значительно варьироваться.
Таблица 16
Чтение мыслей
Модель | Цель | Пример | Способ работы (вопросы) |
Убеждение в том, что один человек может знать, о чем думает другой, не располагая прямым сообщением об этом от него | Изменить модель мира таким образом, чтобы человек принял ответственность за свои реакции | Это будет не интересно для Вас | Как Вы об этом знаете? |
Он сердит меня | |||
Вы понимаете, что я хочу сказать | |||
Мне очень жаль, что Вы не учитываете мои чувства |
Таблица 17
Номинализация
Модель | Цель | Пример | Способ работы (вопросы) |
Стандартный тест на номинализацию: можно ли это положить в тачку? | Вернуться к процессуальной природе опыта | Счастье | Кто счастлив, почему, как? |
Свобода | Кто свободен сделать это? Когда? Где? | ||
Безопасность | Кто в безопасности, в отношении чего? | ||
Равенство | Кто равен по отношению к чему? |
Таблица 18