Формирование представлений

Представления, являясь переходной ступенью от восприятия к мышлению, сочетают в себе образность и понятийность предметного мира и окружающей действительности ребенка. В процессе обучения и воспитания у детей происходит формирование, уточнение, расширение объема и обогащение представлений о предметах и явлениях действительности.

Сравнительное изучение процесса формирования представлений выявило существенные различия,в формировании и сохранении представлений у нормальновидящих, слепых и слабовидящих детей разного возраста. Различия касались представлений, сформированных как на сенсорной, так и на интеллектуальной основе. Прослеживание за формированием представлений и обучение детей ими пользоваться в своей деятельности составляют определенную педагогическую задачу для тифлопсихологов и тифлопедагогов.

Из общей психологии известны три фазы формирования представлений, которые отличаются друг от друга степенью дифференцированности, осмысленности и соотношением чувственного и понятийного в образном представлении предметного мира. Слепые и слабовидящие, несмотря на полную и частичную потерю зрения, в развитии представлений проходят те же фазы, что и нормальновидящие. Различия между слепыми и слабовидящими и нормальновидящими в развитии представлений сводятся к замедленности и затрудненности межфазных переходов (А. Г. Литвак и др.).

Среди слепых и слабовидящих темп формирования представлений может также различаться в зависимости от чувственного опыта, наблюдательности, глубины и объема мышления, в развитии и обогащении которых важную роль играет обучение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: