Снижение нагрузки | Повышение нагрузки |
Продление курса занятий по одному и тому же комплексу, например, не 3 недели, а 1-1,5 месяца | Более быстрый переход к новым упражнениям и к новому комплексу лечебной гимнастики |
Уменьшение времени однократно проводимого занятия, например, не 15-20 минут, а 10-15 минут, за счет уменьшения числа повторений каждого упражнения и приемов массажа в комплексе | Увеличение продолжительности однократно проводимого занятия за счет увеличения числа повторений каждого упражнения и приемов массажа в комплексе |
Снижение нагрузки | Повышение нагрузки |
Снижение темпа и амплитуды движений. Занятия проводить в медленном и среднем темпе | Ускорение темпа и увеличение амплитуды движений. Занятия проводить в среднем темпе, а некоторые упражнения — и в быстром |
Чаще включать паузы отдыха и дыхательные упражнения. Последние делать без движения рук и ног ребенка (так называемые статические упражнения) | Реже включать паузы отдыха, давать дыхательные упражнения не только статические, но и с движением рук и ног ребенка (так называемые динамические упражнения) |
Разбить основной комплекс, проводя его в течение дня в 2-3 приема | Дополнительно к основному комплексу повторять некоторые упражнения и приемы массажа 3-5 раз в день по 5-8 минут |
Исходное положение во время занятий — лежа | Исходное положение — лежа. Когда ребенок овладеет навыками движений в горизонтальном положении (повороты туловища, ползание, самостоятельное приса-живание и вставание), некоторые упражнения давать в положении сидя'", а к 1 году — стоя |
Тон обращения к ребенку при проведении занятий негромкий, неторопливый, спокойный | Наряду с обычным тоном обращения допустим более оживленный |
* Упражнения в положении сидя можно давать в том случае, если у ребенка в этом положении спина не круглая, а прямая.
При физическом воспитании недоношенных детей, учитывая несовершенство дыхательной системы, обмена веществ, придается особо важное значение дыхательным упражнениям. Занятия необходимо начинать с дыхательных упражнений, а также перемежать ими некоторые упражнения комплекса. Дыхательные упражнения настоятельно рекомендуется проводить и самостоятельно 3-5 раз в течение дня. Они способствуют повышению снабжения всех органов и тканей, в том числе и центральной нервной системы, кислородом, улучшению общего состояния ребенка.
При проведении массажа надо помнить о том, что кожа у недоношенных детей первых месяцев жизни тонкая, сухая, легко ранимая. В связи с этим вначале используют наиболее щадящие приемы массажа (поглаживание) и лишь постепенно вводят другие приемы (нежная вибрация, легкое растирание, похлопывание, разминание).