Отдел третий

1* Хайек Ф.А. Дорога к рабству // Вопросы философии. 1990, № 11, с. 125.

2* Масло или пушки? (ит.).

3* Точнее: «Контроль над производством материальных благ — это контроль над над самой человеческой жизнью» (Хилэри Бэллок) (Вопросы философии. 1990, № 11, с. 132).

4* Плановое хозяйство {фр.).

5* Цитата из стихотворения А.С. Пушкина «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824); ниже цитируется сонет А.С. Пушкина «Поэту» (1830).

6* См. прим. Г на с. 969.

7* Имеется в виду новая экономическая политика, введенная по инициативе В.И. Ленина. Общую оценку нэпа дал П.А. Сорокин в своей статье «Россия после нэпа» (Вестник РАН. 1992, № 2-3).

8" Имеется в виду эпизод из жизни Платона, связанный с его пребыванием при дворе тирана Сиракуз Дионисия. Вызвав неудовольствие последнего, Платон был вынужден покинуть Сиракузы, но по пути в Афины был высажен в Эгине, находившейся тогда в острой вражде с Афинами. Платону грозило обращение в рабство, но его выкупил один из его учеников и друзей. Подробнее см.: Асмус В.Ф. Платон. М., 1969, с. 19.

9* Сила ненависти, могущество любви (нем.).

10* Брамины (брахманы) и кшатрии — представители двух высших каст в Древней Индии.

11*' Букв.: человек в своем праве (лат.); в римском праве — «свободный гражданин, лицо, наделенное полнотою всех прав».

12* Даю, чтобы ты дал; делаю, чтобы ты сделал (лат.).

13* В «Феноменологии духа» в разделе «Господин и раб» Гегель пишет, что в основе отношений господина и раба лежит «момент, состоящий в том, что другое сознание [сознание раба] снимает себя как для-себе-бытие и этим само делает то, что первое сознание делает по отношению к нему... То, что делает раб, есть, собственно, делание господина...» (Гегель. Сочинения. М., 1959, т. IV, с. 104).

14* Об антиномии свободы у Фихте см: Гайденко П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте. М., 1990, с. 64-75. Фихте посвящена первая крупная философская работа Б.П. Вышеславцева: «Этика Фихте». Основы нрава и нравственности в системе трансцендентальной философии. М., 1914.

15* Неточная цитата из «Бесов» Ф.М. Достоевского. См. прим. 65* на с. 954.

16* Автономия нравственной воли, согласно учению И. Канта, означает, что она является законом для самой себя. Практический разум —

единственный источник морали. См.: Кант И. Сочинения в 6 т. М., 1965, т. 4,4.1, с. 283.

17* Неточная цитата из Евангелия от Матфея (16, 26).

18- «Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводи-теля» (Гал. 3,24-25).

19* В диалоге «Менон»; см.: Платон. Сочинения в 4 т. М., 1990, т. 1.

20 Имеется в виду диалектика Ж.П. Сартра, разработанная им в трактате «L'etre et le neant» («Бытие и ничто», 1943).

21* См. прим. 48* нас. 942.

22* См. прим. 20" на с. 936.

23 Свобода малая и свобода большая (лат.).

24 Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989, ч. I, с. 245.

25* 2 Кор.З, 17.

26* Имеется в виду статья «Идейные корни русского большевизма» (Новый журнал. 1951, № 27).

27* Подписанный 26 июня 1945 г. представителями пятидесяти государств Устав ООН.

28* Автором этого афоризма на самом деле является Ф. де Ларошфуко («Максимы», 218).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: