Можно рассматривать следующие составляющие ущерба для государственных интересов и национальной безопасности:
—социально-политический;
—социально-экономический.
Социально-политический ущерб связан с ущербом имиджу государства, доверию ему со стороны других стран и населения своей страны. Социально-политический ущерб можно оценить затратами на восстановление статус-кво, т. е. положения, существовавшего до негативного события, или потерями от сорванных и расторгнутых контрактов, снижения инвестиционной привлекательности и пр.
Социально-экономический ущерб для социально-экономической системы в результате возникновения ЧС на некоторой территории связан с макроэкономическими последствиями. Макроэкономический анализ последствий ЧС требует системного подхода, основанного на учете как прямых, так и косвенных ее последствий, в том числе отдаленных. Косвенный экономический ущерб вызван снижением выпуска продукции, эффективности производства, досрочным выбытием фондов и мощностей, снижением налоговых поступлений в бюджеты различных уровней, необходимостью создания дополнительных резервов и другими причинами.
|
|
Макроэкономические последствия измеряются как через общепринятые общеэкономические показатели типа: ВВП, конечный продукт и его основные составляющие, объемы производства и потребления, производственные мощности, так и через частные показатели, такие как объемы душевого потребления, включая обеспечение продуктами питания и другими элементами жизнеобеспечения.
Ущербы от происшествий и ЧС влияют на доходную и(или) расходную часть федерального бюджета и могут быть оценены по степени снижения макроэкономических показателей (табл. 5.4).
Глава 5
Таблица 5.4
Некоторые показатели для оценки социально-экономических последствий негативных событий в различных сферах и возможности управления риском (штрихом выделено значение показателя в случае наступления негативного