Транспортные задачи

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: овладеть методикой построения опорных планов транспортных задач, и их оптимизации.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. В общем виде транспортные задачи записываются и решаются в виде таблицы:

Пункт отправления Пункты назначения Количество прибывающих туристов
В1 В 2 … Вj …Вn
А1 c 11 x 11 c 12 x 12 c1j x1j c1n x1n a1
А 2 c 21 x 21 c 22 x 22 c 2 j x 2 j c 2 n x 2 n а 2
Аj c i 1 x i 1 c i 2 x i 2 c ij x ij c in x in ai
…Аm c m1 x m1 c m 2 x m 2 c mj xmj c mn x mn …am
Количество мест размещения b 1 b 2 bj bn bj = ∑ ai

cij – тарифы на перевозку (стоимость билета), xij – количество перевозимых пассажиров.

К задачам закрытого типа относятся такие, у которых суммарное количество прибывающих туристов равно суммарному количеству мест размещения: ∑ ai = ∑ bj.

К задачам открытого типа относятся такие, у которых: ∑ ai ≠ ∑ bj.

Чтобы решить транспортную задачу открытого типа, необходимо:

1. Если ∑ ai > ∑ bj, то вводится дополнительный фиктивный столбец " j +1 " с потребностью bj +1 =∑ ai - ∑ bj. Чтобы задача не изменилась, тарифы в фиксированном столбце приравниваются к 0, то есть: ci(j+ 1 ) = 0.

2. Если ∑ ai < ∑ bj, то вводится дополнительная фиктивная строка " i +1" c запасом ai +1 = ∑ bj - ∑ ai. Чтобы задача не изменилась, тарифы в фиктивной строке приравниваются к 0, то есть c(i+ 1 )j = 0.

МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ЗАДАЧИ

С четырех вокзалов необходимо доставить прибывших туристов в три гостиницы. Данные о количестве туристов и мест в гостиницах приведены в табл. 1.

Таблица 1   Таблица 2
Вокзалы Гостиницы Кол-во туристов Вокзалы Гостиницы Кол-во туристов
В 1 В 2 В 3 В 1 В 2 В 3 В 4
А 1         А 1          
А 2         А 2          
А 3         А 3          
А 4         А 4          
Кол-во мест       180 Кол-во мест          

Приводим задачу к "закрытому" типу, то есть когда ∑ ai > ∑ bj, вводим дополнительный столбец (табл. 2.)

1. Опорный план в транспортных задачах можно составить с помощью метода "северо-западного" угла и (или) метода "минимального элемента".

Метод «северо-западного угла» Таблица 3,а

  В 1 В 2 В 3   В 4 Кол-во туристов
А 1          
А 2       0 +  
А 3          
А 4   +      
Кол-во мет          

Заполнение таблицы 3, а начинают с верхней левой клетки (то есть северо-западной клетки). Из оставшихся снова выбирают северо-западную и так далее. Число заполненных клеток должно быть равно (m + n)–1. Если получается количество клеток меньше заполненных, то необходимо из рассмотрения вывести столбец (строку) с равным количеством мест и туристов. Задача решается без этого столбца (строки). На втором шаге он вводится обратно. Таким образом "разбивается" доставка.

Метод минимального элемента. Таблица 3,б

  В 1 В 2 В 3   В 4 Кол-во туристов
А 1          
А 2          
А 3          
А4          
Кол-во мест          

Заполнение таблицы 3, б начинают с клетки с минимальным тарифом. Если таких тарифов несколько, то выбирают любую клетку, и таким образом поступают на любом последующем шаге. Число заполненных клеток должно быть равно (m + n) – 1.

Определяем стоимость плана (см. табл. 3, а и 3, б). Для этого составим матрицу решения:

А (4x4) = Sa= 740 руб.

B (4x4) =

Sb = 550 руб.

Дальнейший расчет производим по результатам, полученным любым из методов. Возьмем за основу опорный план, полученный методом Северо-западного угла.

2. Проверяем методом потенциалов, является ли опорный план оптимальным.

Теорема: если для некоторого опорного плана X (xij), i = 1,… m; j = 1,… n; существуют такие числа α1, α2…α m и β1, β2…β n, что β j – α i = сij при xij >0 и β j – α iсij при xij = 0, то план X является оптимальным:

α i – потенциал пунктов отправления;

β j – потенциалы гостиниц.

Для каждой незаполненной клетки определяется потенциал zij;

β j – α iсij = zij.

Опорный план не является оптимальным, если существует положительный потенциал (не использованный).

Оптимизацию проводят по самому большому утерянному потенциалу.

Для нашего примера опорный план не является оптимальным, так как z 31 =3; z 32 = 9; z 33 = 4; z 41 = 7; z 42 = 13; z 43 = 5.

Для клетки с максимальным потенциалом z 42 выделяем контур пересчета (см. табл. 3,а) и получаем новый опорный план (табл. 4).

Для клетки (z 42) необходимо выделить контур (цикл) пересчета.

Контур пересчета – замкнутая ломаная линия, которая начинается в клетке zij > 0 → max. Все точки перегиба контура должны находиться в заполненных клетках, и иметь угол поворота 900. Формальное пересечение не является точкой контура. Каждой вершине контура поочередно присваивают знак «+» и «–». Должно соблюдаться условие: количество «+» равно количеству «–».

Таблица 4

  В 1 В 2 В 3 В 4 Кол-во туристов
А 1          
А2          
А 3          
А 4          
Кол-во мест          

В данную свободную клетку (zij > 0 max) переносят xij min из стоящих в «-» клетках. В целях соблюдения баланса перевозок одновременно это число прибавляют к xij, стоящему в «+» клетках и вычитают из xij, стоящего в «-» клетках. После этого получаем новый опорный план, для которого существует матрица решения.

Данный, новый опорный план необходимо проверить на оптимальность, то есть повторить методику с пункта 2 и далее.

ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ.

Необходимо составить план-график доставки туристов из аэропорта в гостиницы (Вj, j=1-). В распоряжении турфирмы есть несколько автобусов (Ai, i=1).

Варианты заданий

1 2

. В1 В2 В3 В4 Кол.тур.     В1 В2 В3 В4 Кол.тур.
А1             А1          
А2             А2          
А3             А3          
Кол. мест             Кол. мест          

3 4

. В1 В2 В3 В4     . В1 В2 В3 В4  
А1             А1          
А2             А2          
А3             А3          
                         

5 6

. В1 В2 В3 В4     . В1 В2 В3 В4  
А1             А1          
А2             А2          
А3             А3          
                         

7 8

  В1 В2 В3 В4     . В1 В2 В3 В4  
А1             А1          
А2             А2          
А3             А3          
                         

9 10

  В1 В2 В3 В4     . В1 В2 В3 В4  
А1             А1          
А2             А2          
А3             А3          
                         

11 12

. В1 В2 В3 В4       В1 В2 В3 В4  
А1             А1          
А2             А2          
А3             А3          
                         

13 14

  В1 В2 В3 В4       В1 В2 В3 В4  
А1             А1          
А2             А2          
А3             А3          
                         

15 16

. В1 В2 В3 В4       В1 В2 В3 В4  
А1             А1          
А2             А2          
А3             А3          
              П          

17 18

  В1 В2 В3 В4     . В1 В2 В3 В4  
А1             А1          
А2             А2          
А3             А3          
                         

19 20

. В1 В2 В3 В4       В1 В2 В3 В4  
А1             А1          
А2             А2          
А3             А3          
                         

21 22

. В1 В2 В3 В4       В1 В2 В3 В4  
А1             А1          
А2             А2          
А3             А3          
                         

23 24

  В1 В2 В3 В4     . В1 В2 В3 В4  
А1             А1          
А2             А2          
А3             А3          
                         

25 26

. В1 В2 В3 В4     . В1 В2 В3 В4  
А1             А1          
А2             А2          
А3             А3          
                         

27 28

. В1 В2 В3 В4       В1 В2 В3 В4  
А1             А1          
А2             А2          
А3             А3          
                         

29 30

  В1 В2 В3 В4       В1 В2 В3 В4  
А1             А1          
А2             А2          
А3             А3          
                         

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие существуют методы для решения транспортной задачи?

2. Какие задачи называются открытыми, закрытыми?

3. Как привести задачу к закрытому типу?

4. Какой план называется оптимальным?

5. Почему в фиктивном столбце тарифы равны 0?

6. Что такое контур пересчета?

7. Назовите несколько условий для построения контура пересчета?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: