Концепция | - общее видение, общая направленность решения проблемы, исходная система взглядов |
Менеджмент | - умение достигать поставленные цели, используя мотивацию, цели и поведение людей; система методов управления организацией; область знаний для практического управления |
Структура менеджмента | - набор взаимосвязанных частных областей управления; общее управление, финансовое, маркетинг, персонал, производство, нововведения, информация |
Функции менеджмента | - планирование, организация, руководство и контроль в организации |
Стратегия | - совокупность методов, средств, действий, направленных на достижение поставленной цели |
Политика | - совокупность положений, определяющих общие цели и направления деятельности организации |
Цель | - значения, соотношения значений или изменения значений выходных переменных, характеризующее желаемое состояние системы |
Система | - множество взаимосвязанных элементов, образующих единое целое и выполняющих определенные функции |
Процедура | - упорядоченная последовательность действий, позволяющая достичь определённые частные цели организации |
Структура | - множество элементов и их отношений, определённых на декартовом произведении и характеризующих установившиеся связи в системе |
Организационная структура | - структура организации, определённая целями и процедурами управления |
Лидерство | - выделение субъектов, определяющих цели, направления деятельности организации |
Супервайзер | - «высший наблюдатель и организатор», элемент управляющей системы, осуществляющий наблюдение за процессом функционирования организации |
Мотивация | - побуждение самого себя и других для выполнения необходимых для функционирования организации задач |
Руководство | - взаимодействие высших уровней управления с низшими, обеспечивающее слаженную работу коллектива |
Организация | - множество людей (больше 2), взаимодействующих по определенным правилам R для достижения поставленной цели G,O = < L,G,R > |
Делегирование полномочий | - перераспределение функций принятия решений среди членов организации |
Контроль | - определение путём сравнения соответствия количества и качества результатов заданным и выявление отклонений |
Стандарт контроля | - уровень отклонения контролируемой величины, при котором вырабатываются управляющие воздействия |
Идентификация | - установление реальных взаимосвязей входных и выходных координат системы |
Решение | - выбранное из многих возможных конкретное управляющее воздействие, описываемое одним из мнений |
Менеджер | - специалист, выполняющий функции управления экономической системой на основе использования методов и технологий менеджмента |
Самоменеджмент | - область менеджмента, ориентированная на управление временем, здоровьем, стрессами, активностью и работоспособностью менеджера |
Образование | - процесс получения фундаментальных и профессиональных знаний в определённой предметной области |
Эра товара | - состояние экономики, при котором в основе её развития лежит рост объёмов производства, экстенсивные факторы |
Эра рынка | - состояние экономики, когда в основе развития лежит удовлетворение потребностей, интенсивные факторы |
«Сервисная» экономики | - состояние экономики, при котором в основе экономических процессов лежит выполнение индивидуализированных потребностей множества потребителей |
1. Менеджмент (управление) – самостоятельный вид профессиональной деятельности людей, направленной на достижение организацией, действующей в рыночных условиях, определённых целей управления путём рационального использования экономических ресурсов.
|
|
|
|
2. Система управления (менеджмента) организацией представляет собой множество взаимосвязанных элементов (звеньев), составляющих единое целое, реализующих процесс управления для достижения поставленных целей.
3. Концепция управления – научные модели менеджмента (идеи, школы, учения, парадигмы), используемые для построения системы управления организацией.
4. Цель – это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности человека. Цель является непосредственным мотивом, направляющим и регулирующим человеческую деятельность.
5. Критерий – количественный показатель достижения цели
6. Миссия (от англ. mission – видение) – чётко выраженная глобальная цель и принципы работы организации, определение самых важных отличительных особенностей продукта, отношение к потребителю и конкурентное положение на рынке.
7. Философия организации – это совокупность внутрифирменных принципов и правил взаимоотношений рабочих и служащих, своеобразная система ценностей и убеждений, воспринимаемая добровольно или в процессе воспитания всем персоналом организации («моральный кодекс поведения»).
8. Принципы управления – основные исходящие положения теории управления, применение которых позволяет осуществлять эффективное управление и достигать результатов с минимальными затратами ресурсов.
9. Закономерности управления – повторяющиеся существенные связи явлений в системе управления, неразрывно связанные с деятельностью персонала и проявляющиеся в виде тенденций, определяющих основную линию развития организации.
10. Персонал управления – к персоналу мы относим всех работников, выполняющих производственные или управленческие операции и занятых переработкой предметов труда с использованием средств труда. Понятия «кадры», «работники», «персонал» идентичны.
11. Информация управления – совокупность сведений (данных, сообщений), устраняющих неопределённость знаний у получателей сообщений, передаваемых по различным каналам связи и используемых персоналом для выработки управленческого решения.
12. Техника управления представляет собой взаимосвязанный комплекс технических средств, предназначенный для механизации и автоматизации информационных процессов в системе управления производством, с целью выработки рациональных решений.
13. Процесс (технология) управления имеет два самостоятельных значения: как наука (раздел менеджмента), которая изучает алгоритмы переработки информации и выработки решений, осуществляемых персоналом с помощью технических средств; как технология, представляющая собой целенаправленную последовательность операций управления, результатом которых является принятое и реализованное решение.
|
|
14. Функции управления – особый вид управленческой деятельности, продукт процесса разделения и специализации труда, представляющие собой часть процесса управления, выделенные по определённому признаку.
15. Методы управления – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством. Различают административные, экономические, социологические и психологические методы, которые различаются способами воздействия на людей.
16. Регламент управления – это совокупность правил, определяющих порядок деятельности государственного органа, предприятия, учреждения и организации.
17. Эффективность управления – один из основных оценочных показателей управления. Различают экономическую эффективность, определяемую посредством сопоставления результата (экономии) и затрат на его достижение, и социальную эффективность, которая позволяет изменить социальный эффект (стимулы мотивации, психологический климат, поведение людей, отношения в коллективе и др.)
[1] Задания разрабатываются по всем темам, на которые в соответствии с тематическим планом отведено время на самостоятельную работу. Задания, обозначенные звездочкой, предназначены для студентов заочной формы обучения, необозначенные звездочкой – для студентов очной формы обучения.
[2] Приводится переченьизданныхметодических рекомендаций (указаний) по написанию рефератов, курсовых и контрольных работ, подготовке к зачетам и экзаменам.