Ключевые слова: деятельность, физкультурная деятельность, спортивная деятельность, физкультурно-спортивная деятельность, физкультурно-игровая деятельность, спортивно-игровая деятельность, соревновательная деятельность.
Деятельность - это активность человека, направленная на достижение поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, выполнением требований к нему со стороны общества и государства. Человек не может отделить свою деятельность от окружающей его жизни, от требований общества, в котором он живет.
Каждый человек, занимаясь физическими упражнениями, использует те виды двигательной деятельности, которые отвечают его потребностям и возможностям и направлены на совершенствование самого себя, своих физических, психических, нравственных, эстетических и других качеств.
Для разграничения существующих видов двигательной деятельности можно выделить следующие ее основные признаки:
- виды физических упражнений;
- тип организуемых занятий физическими упражнениями;
|
|
- социальную направленность;
- форму проведения занятий.
По перечисленным признакам условно выделяют следующие виды двигательной деятельности:
1. Физкультурная деятельность.
2. Спортивная деятельность.
3. Физкультурно-игровая деятельность.
4. Спортивно-игровая деятельность.
В современной практике физического воспитания используются все вышеперечисленные виды двигательной деятельности.
Физкультурная деятельность характеризуется целенаправленным развитием и совершенствованием духовных и природных сил человека и выступает как условие и результат формирования физической культуры личности. Выделяют физкультурную деятельность:
с обучающе-развивающей направленностью, содержанием которой является обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям; развитие функциональных показателей жизненно важных органов и систем организма, а также физических способностей посредством общеукрепляющих и общеразвивающих упражнений; усвоение знаний и умений по самостоятельному проведению "малых" форм занятий физическими упражнениями;
с общеприкладной и спортивно-рекреационной направленностью, содержанием которой является обучение основам одного из видов спортивной деятельности и развитие соответствующих физических способностей; активное усвоение знаний и умений по проведению самодеятельных форм занятий физической культурой в сочетании с самостоятельной индивидуализированной физической подготовкой;
с профессионально-ориентированной и корригирующей направленностью, содержанием которой является обучение методикам совершенствования физических кондиций, исходя из индивидуальных потребностей занимающихся в развитии собственной телесности, посредством специализированных систем упражнений и двигательных действий; активное усвоение знаний и умений по проведению самодеятельных индивидуализированных форм занятий физической культурой.
|
|
Спортивная деятельность характеризует такой тип двигательной активности человека, которая определяется спортивной направленностью личности в стремлении максимально совершенствоваться в избранном виде спорта. Универсальность спортивной деятельности заключается в том, что она эффективно воздействует на развитие двигательных, физических, личностных качеств.
По содержанию спортивная деятельность представляет собой:
– стремление максимально совершенствоваться в избранном виде спорта, достигая наивысшего результата;
– преобладание большой физической нагрузки во время систематической подготовки к соревнованиям и в процессе соревнований;
– наличие большой силы, глубины и динамичности эмоциональных переживаний, связанных с состязанием;
– возникновение нравственных чувств, связанных с глубоким сознанием общественной и личной значимости своей спортивной деятельности.
В практике спорта широко распространено понятие " соревновательная деятельность ". Это специфическая двигательная активность человека, осуществляемая в условиях официальных соревнований на пределе психических и физических сил человека, конечной целью, которой является установление общественно значимых и личных результатов.
Спортивно-игровая деятельность - это такой тип деятельности, в которой игровые средства используются в основе спортивной деятельности и направлены на достижение спортивных результатов, зависящих от командной и индивидуальной совместной тактической борьбы для достижения целей командного успеха.
По своему содержанию спортивно-игровая деятельность имеет свои специфические признаки:
– незначительность количества относительно стандартных ситуаций, преобладание быстро меняющихся взаимодействий;
– конфликтность ситуаций поединков и командных взаимодействий;
– проблемность ситуаций, подлежащих решению в процессе взаимодействия индивидуального и командного;
– коллективность в действиях и взаимоотношениях;
– разнообразие чувств и переживаний в меняющихся условиях с преобладанием больших психических нагрузок.
Физкультурно-игровая деятельность - это такой тип двигательной активности, в которой играющий выполняет свои действия в соответствии с целями и сюжетом игры. По форме она обладает многими признаками игровой и спортивно-игровой деятельности, но отличается характером игровых упражнений. Она весьма эффективна в формировании личностных и физических качеств в дошкольном возрасте и в начальных классах школы.
Содержательными признаками физкультурно-игровой деятельности являются следующие:
– деятельность может носить имитационный характер;
– деятельность не всегда может иметь постоянное содержание и определенную структуру, что создает возможности для проявления творческих способностей;
– деятельность может иметь конкретный сюжет, исполняемые участниками роли, однако сам процесс игры меняется в зависимости от возникающих у самих играющих интересов к окружающей действительности;
– деятельность на первый план выдвигает воспроизводство образа интересных лиц и исполнение их ролей, а не стремление к достижению результатов.