Олигополия

Рыночная структура, в которой продавцы могут влиять на цену своего товара, учитывают реакцию остальных продавцов на свои действия, вход на рынок открыт или закрыт, а покупатели принимают цену как заданную, называется олигополией.

 
 


Рис. 12.7. Кривая рыночного спроса

На олигополистическом рынке продавцов должно быть не много, и каждый из них должен составлять значительную долю рынка. Пример - рынок автомобилей определенного класса.

Рынок находится в равновесии по Нэшу, если ни одна фирма не желает менять своего поведения при условии, что остальные фирмы сохраняют свое поведение неизменным.

Если фирмы конкурируют между собой, меняя объемы выпуска продукции, то это состояние называют также равновесием Курно.

Олигополия, в которой действуют только два продавца, называется дуополией. Пусть в дуополии есть фирмы А и В, и они производят однородный продукт.

 
 


Рис. 12.8. Оптимальный выбор фирмы А в зависимости

от выбора фирмы В

Если фирма В зафиксирует свой выпуск в объеме QB = 400, то кривая DA(400), полученная путем смещения кривой рыночного

спроса D влево на 400 единиц, будет задавать остаточный спрос на продукцию фирмы А (рис. 12.7). В общем случае, DA(QB) - кривая остаточного спроса на продукцию фирмы А, если фирма В производит QB единиц продукции.

На рис. 12.8 изображены две кривые остаточного спроса DA(Q′B) и DA(Q′′B) и соответствующие им кривые предельного дохода MRA(Q′B) и MRA(Q′′B) для Q′B < Q′′B.

Как видно, из Q′B < Q′′B следует Q′A > Q′′A. Следовательно, зависимость QA = f.A(QB) оптимального выбора фирмы А от зафиксированного объема выпуска QB фирмы В обратная. Эта зависимость QA = f A(QB) называется функцией реагирования фирмы А. Аналогично определяется функция реагирования фирмы В:

QB = f B(QA).

На диаграмме QA QB задают кривые реагирования (рис.12.9).

 
 


Рис. 12.9. Кривые реагирования

Если начальные объемы производства определяют точку а, то фирма А при неизменном выпуске фирмы В следует так изменить свой выпуск QA, чтобы перейти в точку b на её кривой реагирования и тем самым максимизировать свою прибыль.

В свою очередь фирме В целесообразно изменить свой выпуск QB, чтобы перейти в точку с на кривой реагирования фирмы В. Такой переход уведет состояние дуополии с кривой реагирования фирмы А. Тогда она будет вынуждена снова изменить свой выпуск QA и сдвинуть состояния в точку на её кривой реагирования и т.д.

В точке е пересечения кривых реагирования достигается равновесие Курно, так как ни одной фирме не выгодно выйти из неё.

В модели олигополии по Бертрану фирмы взаимодействуют между собой, устанавливая не объемы выпуска, а цены на свои товары.

На рынке в условиях олигополии возможно доминирование отдельных фирм. Одна сильная фирма может полагать, что другие фирмы не будут пытаться изменить цену, которую она установила.

Слабые фирмы принимают цену сильной фирмы, как заданную.

Фирма-лидер Другая фирма

 
 


Рис. 12.10. Лидерство в ценах

Другая ситуация может возникнуть в олигополии, когда фирмы намеренно занижают свои цены, снижая тем самым свои прибыли. Дело в том, что новые фирмы при входе в отрасль несут большие издержки, чем фирмы, давно работающие не нем. Цена должна быть не ниже, чем minLAC, где LAC - долгосрочные средние издержки фирмы в олигополии. Такое поведение называется ценообразованием, ограничивающим вход в отрасль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: