Федеральное агентство Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой), который является органом управления строительством и несет ответственность за его состояние и развитие, организует разработку и утверждает нормативно-техническое обеспечение строительства.
К утверждаемым нормативным актам и документам относятся:
различного характера и назначения нормы проектирования зданий, сооружений и их комплексов;
нормы расчета строительных конструкций на прочность, устойчивость;
нормы и правила расчета освещенности помещений, теплопроводности, звукоизолирующей и теплоизоляционной способности ограждающих и других конструкций;
правила проектирования, согласования и утверждения проектной документации;
строительные нормы и правила на производство и приемку работ;
правила приемки в эксплуатацию законченных строительством предприятий, зданий и сооружений и др.
Эти нормы и правила являются обязательными для всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих капитальное строительство и производство строительно-монтажных работ независимо от формы их собственности.
Росстроем разрабатываются и утверждаются также сметные нормы и правила, определяющие порядок расчета сметной стоимости строительства, порядок заключения и содержание подрядных договоров в строительстве, порядок организации и проведения подрядных торгов на строительство и проектирование и т.д. Эти документы являются обязательными для предприятий и организаций-заказчиков с государственной формой собственности, при осуществлении инвестиционных проектов полностью или частично за счет бюджетных средств. Для хозяйствующих субъектов с частной собственностью указанные документы носят рекомендательный характер.
Помимо разработки и утверждения нормативных документов Росстрой разрабатывает проекты законодательных актов или отдельные предложения по ним, касающиеся строительства и коммунального хозяйства, имеет право выступать с законодательными инициативами.
В системе Росстроя функционирует орган Государственного apхитектурно-строительного контроля (Госархстройконтроль), обязанности которого состоят в надзоре соблюдения норм, правил и требований архитектурного проектирования и исполнения,
В субъектах Российской Федерации функции государственного управления строительством возложены на инвестиционные, инвестиционно-строительные департаменты (управления, отделы и др.) правительств республик, краев, областей. В отдельных субъектах Российской Федерации созданы министерства строительств, в частности в Московской области. На данные органы управления возложено формирование строительных программ за счет бюджетных средств, контроль их расходования, а также проведение в жизнь государственной строительной политики.
В своей деятельности в области строительства субъекты Российской Федерации тесно взаимодействуют с Госстроем, при котором создан межрегиональный совет по строительной политике и жилищно-коммунальному комплексу, работающий на совещательных принципах. Государственный надзор за качеством проектирования и строительства объектов, соблюдением правил приемки сдачи объектов в эксплуатацию осуществляют службы главного архитектора республик, краев, областей, городов.
Непосредственно инфраструктуру строительства как отрасли материального производства представляют самостоятельные предприятия и организации, осуществляющие производство строительно-монтажных работ, строительных конструкций, изделий и деталей.