Решения Конституционного Суда РФ:виды, содержание, форма и юридическое
значение.
Решение, принятое как в пленарном заседании, так и в заседании палаты
Конституционного Суда РФ является решением Конституционного Суда РФ.[13]
Решения, принимаемые Конституционным Судом РФ, можно подразделить на
два вида: итоговые решения и иные решения. К итоговым относятся те, в
которых Суд формулирует свои выводы по результатам (по итогам)
разбирательства конкретного дела. В них Суд подводит итог такого
разбирательства и определяет юридические последствия. В иных решениях
констатируются какие-то обстоятельства и определяются последствия, имеющие
отношение не к содержанию рассматриваемого дела, а, как правило, к
организации работы Суда в целом или проведению его заседаний.
Итоговые решения выносятся по результатам разбирательства дел о
соответствии Конституции РФ законов и других правовых актов, названных в
ст. 125 Конституции РФ, о разграничении компетенции упомянутых там же
органов государственной власти, а также дел, возникших в связи с
необходимостью толкования конституционных положений. Итоговые решения по
этим вопросам оформляются документами, именуемыми постановлениями
Конституционного Суда РФ.
В случаях, когда может потребоваться проверка соблюдения
установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной
измене или ином тяжком преступлении, итоговое решение оформляется
документом, которому дано другое название - заключение Конституционного
Суда РФ.
Для принятия постановлений и заключений установлены свои правила.
Приниматься такие итоговые решения должны в закрытых совещаниях (пленарных
или в составе палат), на которых вправе присутствовать только принимавшие
участие в разбирательстве данного дела судьи. На совещания могут быть
допущены лишь работники Конституционного Суда РФ, обеспечивающие
протоколирование и нормальный ход совещания. Каждому судье при обсуждении
того решения, которое должно быть принято, представляется возможность
выступать неограниченное количество раз и без ограничения продолжительности
выступлений. Голосование проводится открыто путем поименного опроса судей.
Председательствующий во всех случаях голосует последним.
Для принятия решений требуется большинство голосов участвовавших в
голосовании судей. Судья не вправе воздерживаться при голосовании или
уклониться от голосования. Если он не согласен с принятым решением, то
может воспользоваться данным ему правом письменно изложить свое особое
мнение, и оно должно быть опубликовано вместе с принятым решением. В случае
когда судья в целом поддерживает решение, но не соглашается, скажем, с
какими-то доводами в мотивировочной части, ему тоже предоставлено право
изложить письменно свое несогласие, и это несогласие должно быть
опубликовано вместе с текстом решения. Решение (постановление или
заключение) подписывается всеми участвовавшими в голосовании судьями, в том
числе и теми, которые не согласились с ним. Совещание протоколируется.
Протокол подписывается тоже всеми судьями, участвовавшими в совещании.
Оглашению он не подлежит.
Решение Конституционного Суда РФ провозглашается в полном объеме в
открытом заседании Конституционного Суда РФ немедленно после его
подписания.
Закон о Конституционном Суде установил жесткие требования к форме и
содержанию решений, излагаемых в виде отдельных документов. В таком
документе обязательно должны быть отражены сведения не только, например, о
месте и дате принятия решения, лице или органе, проявившем инициативу и
поставившем соответствующий вопрос, нормативном акте, конституционность
которого ставится под сомнение, аргументах, выдвинутых в качестве
обоснования такого сомнения, но и доводы в пользу принятого решения, а при
необходимости - и доводы, опровергающие утверждения сторон, а также ссылки
на конкретные акты, которыми руководствовался Суд. Другими словами,
итоговое решение должно быть тщательно мотивированным и убедительным, с тем
чтобы в ходе его применения не возникло никаких неясностей, которые могли
бы повлечь какие-то ошибки при исполнении.[14]
Решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и
вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение
Конституционного Суда действует непосредственно и не требует подтверждения
другими органами или должностными лицами.[15]
В соответствии со ст.6 Закона решения Конституционного Суда
"обязательны на всей территории РФ для всех представительных,
исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного
самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц,
граждан и их объединений". Это общее положение о юридической силе решений
Конституционного Суда РФ уточняется и дополняется рядом других.
Установлено, в частности, что акты либо их отдельные части, признанные
противоречащими Конституции РФ, утрачивают силу, а такие международные
договоры не могут быть введены в действие и применяться. Если какой-то суд
либо иной орган все же вынесет решение, ссылаясь на правовой акт,
признанный неконституционным, то это решение исполнению не подлежит и
должно быть пересмотрено в установленном законом порядке. Подчеркивая
юридическую силу решений, принимаемых Конституционным Судом РФ, ч.2 ст.79
Закона предусматривает: "Юридическая сила постановления Конституционного
Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена
повторным принятием этого же акта.
Высокие требования предъявляются и к итоговому решению, называемому
заключением. Оно может быть постановлено в случае, когда в Конституционный
Суд поступит запрос о даче заключения о соблюдении установленного порядка
выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком
преступлении. Такой запрос может исходить только от Государственной Думы, и
к нему должны прилагаться протокол (стенограмма) обсуждения данного вопроса
на ее заседаниях, тексты всех связанных с этим документов и заключение
Верховного Суда РФ. Если Конституционный Суд РФ придет к выводу о
несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в
государственной измене или ином тяжком преступлении, то дается
отрицательное заключение. Оно так же, как и постановления по указанным выше
вопросам, является обязательным и влечет за собой прекращение
обвинительного процесса.
Иные решения, выносятся в большинстве случаев по вопросам, связанным
с организацией работы в Конституционном Суде РФ или обеспечением успешного
проведения его заседаний (пленарных или в составе палат). К числу таких
вопросов можно отнести, например, вопросы об избрании Председателя Суда,
его заместителя и судьи-секретаря, об утверждении в должности руководителей
подразделений Секретариата Суда, об одобрении Регламента, о формировании
палат Суда, о принятии к своему производству конкретных дел, о назначении
судей-докладчиков, о приостановлении или прекращении полномочий судьи, о
наложении штрафа на лиц, нарушающих установленный порядок.
Решения по этим вопросам называются определениями Конституционного
Суда РФ. Они, как правило, не оформляются в виде отдельных документов. Их
излагают в протоколах пленарных заседаний или заседаний палат. Лишь по
некоторым вопросам, разрешаемым определениями, требуется, чтобы такое
определение было оформлено в виде отдельного письменного документа. Это
требуется, к примеру, при вынесении судом решения, которым дается
толкование ранее принятого им решения.[16]
Важнейшее значение для результативной деятельности Конституционного
Суда имеют последствия, которые наступают в случае невыполнения его
решений. Прежнее законодательство по этому вопросу не высказывалось. Закон
1994 г. закрепил ряд гарантий в данной стадии процесса в Конституционном
Суде, в соответствии с его ст.81 "неисполнение, ненадлежащее исполнение,
либо воспрепятствование исполнению решения Конституционный Суд РФ влечет
ответственность установленную федеральным законом". Однако эти гарантии
закреплены в достаточно общей форме. Практика деятельности
специализированных органов правовой охраны Конституции в нашей стране:
Комитета Конституционного надзора СССР, Конституционного Суда России
образца 1991 г. - свидетельствует о том, что многие их решения так и
остались на бумаге ввиду отсутствия реального механизма их выполнения.
Необходима разработка правового акта в этой важной области Конституционного
судопроизводства. Целесообразно было бы вместе с тем включить основные
нормы, касающиеся санкций, ответственности за невыполнение решений
Конституционного Суда, в текст самой Конституции России.
Решение Конституционного Суда РФ — это документ, в кото-
ром фиксируются выводы Конституционного Суда РФ по итогам
разрешения дела в пленарном заседании или в заседании палаты
— решения, принимаемые по вопросам организации деятель-
ности Конституционного Суда РФ.