Значение слов

Ещё одно важное различие между древними и современными родословиями заключается в словах. В современном русском языке есть целая уйма слов для описании точных семейных отношений. Например, у нас есть сын, внук, дядя, брат, двоюродный брат и предок. Древнееврейский словарный запас был очень небольшим, поэтому малое количество древнееврейских слов передаёт все эти современные значения. Древнееврейское слово «сын» (бен) означает сына, внука, правнука и потомка. Например, в Бытие 29:5 Лаван назван сыном (бен) Нахора, но мы знаем, что он был его внуком. Точно так же «отец» (ав) [4] означает отца, деда, прадеда и предка. В Бытие 28:13 мы находим, что Бог говорит Иакову: «Я Господь, Бог Авраама, отца [ ав ] твоего, и Бог Исаака» (выделение наше), но Авраам был дедом Иакова. Точно так же отец (ав) может быть общим обозначением предков, как тогда, когда Илия воскликнул: «Возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (3 Царств 19:4). По справочнику Вайна, ав может относиться к первому человеку, «праотцу», роду (Иеремия 35:6), колену (Иисус Навин 19:47), группе с особым призванием (1 Паралипоменон 24:19), династии (3 Царств 15:3) или народу (Иисус Навин 24:3). Таким образом, «отец» не обязательно обозначает мужчину, от которого данный человек родился непосредственно.[5] Похожее употребление слов наблюдается и в греческом языке в Новом Завете, например, в родословиях у Матфея и Луки.

В библейских родословиях обыкновенно используется также слово «родил» (ялад). Как и «отец» (ав), и «сын» (бен) это слово имеет намного более широкое значение, чем соответствующее наше. Пример такого расширенного употребления имеется во Второзаконии 32:18, где Бог напоминает израильтянам, что Он «родил» их. Точно так же в Книге Числа 11:12 Моисей заявляет, что он не «рождал» израильтян и не отвечает за них.

В Писании можно найти множество примеров широкого употребления родословных терминов, но здесь мы приведём несколько ярких примеров:

  1. Даниил 5

Валтасар назван «сыном» Навуходоносора (Даниил 5:22), а Навуходоносор назван его «отцом» (Даниил 5:2, 11, 18). Однако Валтасар был сыном Набонида, а значит даже не был биологическим родственником Навуходоносора. Таким образом, Валтасар был «сыном» в том смысле, что юридически стал наследником Навуходоносора.

  1. Руфь 4:17

В конце книги Руфь у Вооза и Руфи рождается первый сын, Овид (Руфь 4:13, 17). В стихе 4:17 люди говорят: «У Ноемини родился сын». Ясно, что Ноеминь была не настоящей матерью Овида, а свекровью Руфи, которая и стала матерью на самом деле. Муж Ноемини Елимелех и два её сына умерли, оставил Елимелеха и Ноеминь без наследников. Вооз женился на Руфи во исполнение закона левирата, который был введён для того, чтобы сыновья продолжали семейную линию (Второзаконие 25:5-6). Первый сын от левиратного брака юридически считался сыном умершего мужа. Поскольку свёкор Руфи, Елимелех, тоже был мёртв, Овид был юридически сыном Елимелеха и Ноемини. Таким образом, Овид юридически был сыном Ноемини, а биологически – Руфи.

  1. Матфей 1:12 и Лука 3:27

И у Матфея, и у Луки Зоровавель указан как сын Салафииля (в Езд. 3:2, 8, 5:2; Неем. 12:1; Агг. 1:1, 12; 2:2 сообщается то же самое). Но в 1 Пар. 3:17-19 мы находим, что Зоровавель на самом деле был сыном Федаии, брата Салафииля. Хотя в Библии это не сказано, логично предположить, что Федаия рано умер и Зоровавеля усыновил его дядя Салафиил. Таким образом, Федаия был биологическим отцом Зоровавеля, а Салафиил – юридическим (приёмным) отцом.[6]

  1. 1 Паралипоменон 1:36

В этом стихе перечислены сыны Елифаза, сына Исава. В древнееврейском тексте семь имён перечислены без комментариев или слов-связок, поэтому было бы легко предположить, что все семь человек были детьми Елифаза. Однако, сравнив эти имена с Быт. 26:11-12, мы видим, что шестое имя (Тимна) носила наложница Елифаза, а седьмое имя (Амалик) – сын Елифаза от Тимны. Летописец опустил это различие ради краткости, поскольку читатели были бы знакомы со списком в Бытие.

  1. Бытие 46

В этой главе мы находим список имён 70 потомков Иакова/Израиля (ст. 27) при их подготовке к переселению из Ханаана в Египет. Прежде всего следует отметить, что выражение «сыны Израилевы» (ст. 8, 27) относится к его сыновьям, внукам, дочери (Дина, ст. 15) и даже внучке (Серах, ст. 17). Это превосходно показывает, что слово бен используется здесь по отношению к потомкам в целом, а не ограничивается только непосредственно детьми мужского пола. Слово «родиться» (ялад) используется в четырёх обобщающих фразах с перечислением количества «сынов» от каждой из жён Иакова (ст. 15, 18, 22, 25) в сходном смысле. Например, «Это сыны [ бен ] Рахили, которые родились [ ялад ] у Иакова, всего четырнадцать душ» (Бытие 46:22). Мы знаем, что Рахиль родила только двух сыновей (Иосифа и Вениамина), поэтому в такое перечисление явно включены и её внуки. То, что ялад может использоваться по отношению к потомкам в общем смысле имеет критически важное значение, так как именно этот глагол использован в родословиях Книги Бытие.

  1. Бытие 48:1–6

Незадолго до смерти Иакова (Израиля) он усыновил обоих сыновей Иосифа, Манассию и Ефрема. Иаков сказал Иосифу: «Два сына твои… мои они» (Бытие 48:5). Поэтому и Манассия, и Ефрем были биологически сыновьями Иосифа, но юридически считались сыновьями Иакова. (Это станет важным потом, когда левиты будут отделены от других колен для священнического служения. Колено Иосифа было тогда разбито на два, по одному на каждого сына, чтобы восполнить отсутствие левитов и снова довести количество колен до 12.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: