ШИЗОФРЕНИЯ: психоз, чаще всего возникающий в юности и отличающийся потерей чувства реальности (неприспособленностью) и способом мыслить, сравнимым с мыслью в процессе сновидения (аутизм). Отличительная черта этого психоза — подавление чувств («неэмоциональность»). Шизофреник манерничает, много говорит (причем такого рода разговорчивость отличается использованием абстрактных, технических, научных терминов), он безразличен ко всему окружающему. Шизофрения требует госпитализации и лечения в специальных клинических условиях. Не следует путать ее с шизоидностью, представляющей собой склонность к шизофрении, простую предрасположенность, обычно наличествующую у субъектов долихоцефального типа — с удлиненным лицом, худощавых и светловолосых (противоположно циклоидной конституции). Примером случая шизофрении является жизнь Ван Гога. См. Циклотимия, Психоз.
ШКОЛЬНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ:
выбор наилучшего школьного и профессионального пути, открывающегося перед субъектом. Устанавливается в зависимости от способностей и сознательных устремлений субъекта. Школьная и профессиональная ориентация проводится в средних учебных заведениях Советом класса, имеющим место в третьем триместре 3-х и 5-х классов. Члены Совета класса (преподаватели, школьный ассистент, делегаты, родители и т.д.) совещаются с государственными чиновниками, ответственными за ориентацию, и сообща выбирают ориентацию на долгий или короткий цикльь обучения или на активную жизнь. Первые работы по профессиональной ориентации проводил во Франции в начале XX в. Бине (1857-1911), введший первую градацию степеней умственного развития. Декрет-закон 1938 г. предписывает, что ни один подросток не может быть принят на ту или иную должность без предоставления сертификата, удостоверяющего,
|
|
что он прошел через центр профессиональной ориентации. Этот же декрет предписывает организацию местных секретариатов по профессиональной ориентации, причем хотя бы один такой центр обязательно должен существовать при каждом департаменте. В 1932 г. в Париже, по инициативе министерства национального образования, создана специальная служба, точное название которой было «Университетское бюро по статистике и школьной документации» (В.U.S.). В каждом департаменте, подчиняющемся Дирекции департаментов по труду, существует Техническая комиссия профессиональной ориентации и профессионального образования (COTOREP), в обязанности которой входит помощь, образование и переквалификация работников, получивших травмы, а также лиц с физическими и психическими недостатками, мешающими им занимать рабочее место. Изменения в сфере индустрии в свою очередь также требуют учреждения специальных служб профессиональной ориентации. См. Разделение труда.
|
|
ШЛЕЙЕРМАХЕР (Фридрих): немецкий теолог (Бреслау, 1766 — Берлин, 1834). Представитель религиозного духа, характерного для философского романтизма в Германии, автор книг «Речи о религии» (1799), развивающей мысль Спинозы, и «Монологи» (1800), опирающейся на философию Фихте и подчеркивающей важность человеческой личности. Его «Изложение христианской веры» (1821) содержит окончательный вариант его идей, которые можно свести к спиритуализму, двумя основными особенностями которого являются, с одной стороны, чувство природы как выражения божества, с другой стороны, чувство духовной общности душ как реализации духа (Христа).
ШОК: сильная эмоция, сопровождающая физиологические потрясения. Вообще говоря, шок возникает в результате появления в жизни нового элемента, к которому субъект не способен немедленно приспособиться. Психологи, во всяком случае, различают: 1) слабый и мимолетный шок, на уровне приятного и неприятного; 2) шок, вызывающий более или менее долгую неприспособленность (сильная эмоция, потеря дорогого существа); 3) шок, вызывающий дол -
гую неприспособленность и тем самым даже приводящий к безумию (психолог Дюма указывает некоторые случаи погребения людей живыми). Выражение «эмоция-шок» устарело и заменено выражением «аффективный шок», или «эмоциональный шок».
ШОПЕНГАУЭР (Артур): немецкий философ (Данциг, 1788 — Франкфурт-на-Майне, 1860). Демонстративно отказывался от приверженности к какой-либо школе (разве что к традиции индийской философии) и открыто противостоял посткантианской школе (Фихте, Гегель). В действительности его философия воли как основания представления глубоко отмечена философией Фихте. В 1813 г. в Йене защищает диссертацию «О четырех корнях принципа достаточного основания»; в 1818 г. выходит в свет главное его произведение «Мир как воля и представление». С 1820 по 1831 г. преподает в Берлине, затем оставляет преподавание и становится ярым противником университетской деятельности. Его теория представления, развивающая положения системы Канта, основана, как об этом говорит сам Шопенгауэр, на близкой индийской философской мысли концепции воли к жизни. Его пессимизм, сводящий воедино понятия страдания и жизни, неизменно вел автора к отстаиванию аскетизма. Его мораль, основное понятие которой — жалость, представляет собой критику, местами довольно глубокую, формальной морали Канта («Очерк о свободе произвола», 1839). Его изысканный, полный метафор стиль скрывает за собой не слишком оригинальное для философии немецкого идеализма (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) учение.
ШПЕНЛЕР (Освальд): немецкий философ (Бланкенбург, Гарц, 1880 — Мюнхен, 1936). Автор «Заката Европы» (1918-1922). Его пессимистическая доктрина истории Запада, на которой ощутимо влияние Ницше, получила глубокий резонанс после первой и особенно после второй мировой войн, когда страны Европы действительно переживали «закатное» время.
ШПРАНГЕР (Эдуард): немецкий философ (Грос-Лихтер-велде, близ Берлина, 1882 — Тюбинген, 1963). Психолог и
педагог, ученик Дильтея и Паульсена. Внес существенный вклад в развитие педагогической теории в ее отношении к культуре. Сочинения: «Гумбольдт и идея человечества» (1909), «Формы жизни» (1914), «Культура и воспитание» (1919), «Народ, государство, воспитание» (1930). Его полное собрание сочинений (11 томов) опубликовано в 1969 г.
ШТЕЙН (Эдит): немецкий философ (Бреслау, 1891 —умерла в депортации в Аушвитце, 1942). В своей работе «Endliches und ewiges Sein» (1950) пытается объединить феноменологию и христианский персонализм.
ШТИРНЕР (Макс, наст, имя Иоганн Каспар Шмидт): немецкий философ (Байрёйт, 1806 — Берлин, 1856). Его главное сочинение — «Единственный и его собственность» (1845) защищает индивидуализм, граничащий с произволом. Он писал, в частности: «Для меня нет ничего выше, чем «Я»... я объявляю войну всякому государству, даже демократическому». Его яростные нападки на государство и рели-"•-, гию, преувеличенное внимание к личным желаниям, которые должны стать гарантами свободы, непосредственный и сентиментальный стиль его романтических произведений напоминают некоторые черты анархистской литературы. В 1852 г. написал работу «История реакции».
|
|
э
ЭББИНГАУЗ (Герман): немецкий психолог (Бармен, сег. Вуп-перталь, 1850 — Галле, 1909). Распространил экспериментальную психологию, приложимую Фешером к чувствам, на область памяти («Основы психологии», 1908).
ЭБЕРХАРД (Иоганн Август): немецкий философ (Хальберн-штадт, 1739 — Халл, 1809). Ученик Вольфа, в работе «Новая апология Сократа» (1772) оспаривавший христианские догмы. Противник философии Канта, оспаривавший его учение в двух учрежденных им газетах: «Das Philosophische Magazin» (1788-1792) и «Philosophisches Archiv» (1792-1795). Кант ответил ему брошюрой (1790). Его произведения: «А1-lgemein Theorie des Denkens und Empfindens» (Общая теория мысли и чувства, 1776), «Общая история философии» (1788-1796), «Geist des Urchristentums» (Дух раннего христианства, 1808).
ЭВДЕМОНИЗМ (от гр. eudaimon —г счастливый, от ей — благо и daimon — гений): теория, по которой счастье должно быть высшей целью человека. Отличается от гедонизма, рассматривающего счастье лишь как непосредственное удовольствие. Эвдемонизм развивает эпикуреизм, видящий в интеллектуальном удовольствии наивысшее счастье. Эвдемонизм противостоит этическому ригоризму Канта, например, в вопросе о том, что истинное моральное благо заключается не в том, чтобы «быть счастливым», но в том, чтобы «заслужить» счастье.
ЭВОЛЮЦИОНИЗМ: теория, согласно которой различные виды животного Мира возникаиШ и изменяются про-
сто в ходе движения эволюции (например, человек произошел от обезьяны). Эта теория, горячими защитниками которой были Ламарк (1744-1829) и Дарвин (1809-1882), сегодня уже почти не пользуется доверием. Она оставляет между видами пробелы, которые антропология и палеонтология, по всей видимости, не могут заполнить. Вместо всеобщего эволюционизма мы признаем параллелизм видов, не контактирующих между собой, но эволюционирующих независимо друг от друга в довольно узких рамках. Например, вид обезьян может эволюционировать, но такая эволюция всегда даст лишь обезьяну и мы никогда не найдем здесь посредника между обезьяной и человеком. Среди передовых гипотез, объясняющих эволюцию индивидов и видов, важнейшими являются «ламаркизм» (влияние среды), «дарвинизм» (естественный отбор), «мутационизм» (творчество новых видов посредством резких генетических модификаций), «неодарвинизм» (отрицающий наследственность приобретенных качеств и связывающий эволюцию видов с генетическими мутациями, отличающимися неупорядоченностью). Самые последние биологические исследования сочетают несколько идей одновременно: по всей видимости, действительно имеет место эволюция одних видов из других; но эта эволюция является прерывистой, она осуществляется скачками, мутациями, не связанными напрямую t биологическим строением. Так же, как мы строим дом не миллиметр за миллиметром, но камень за камнем или даже иногда по целым частям, которые изменяют общий вид, так же и молекулярные структуры — «камни жизни» — предполагают прерывистость. Недостающие звенья эволюции в действительности, видимо, никогда и не существовали. С другой стороны, американские исследователи показали, что естественный отбор объясняет далеко не все и что среда (в виде - бактерий) может вызвать генетические мутации, являющиеся адаптационными реакциями на частный случай («The origin of Mutants», журнал «Nature», сентябрь, 1988). Теории эволюции меняются и обогащаются вместе с прогрессом в наблюдении за фактами.
|
|
ЭВТАНАЗИЯ (от гр. ем — благо и thanatos — смерть): метод, принятый некоторыми философскими учения-
ми или религиями, нацеленный на то, чтобы безболезненной смертью сократить агонию или безнадежную болезнь. Сторонником такой «счастливой смерти» в интересах общества был Платон, заметивший в «Государстве»: «Что касается граждан, которые не являются физически здоровыми, позволим им умереть». Современность менее цинична или же более осмотрительна, но зато английский философ Бэкон, который к тому же и создал термин «эвтаназия», без колебаний стал самым ярым сторонником смягчения агонии. И в наши дни на совести остается вопрос: имеет ли человек право покушаться на жизнь другого, пусть из милосердных соображений, даже если жертва сама настойчиво его об этом просит? Здесь имеет место конфликт долга жалости и долга благочестия. «Только Бог является хозяином жизни и смерти», — писал в XVI в. врач А. Паре, определяя непреклонную точку зрения веры. Точка зрения закона, по крайней мере вплоть до наших дней, находится в той же плоскости: французский, немецкий, английский и американский парламенты, как и ряд других стран, осудили эвтаназию.
ЭГО (лат. слово, означающее «Я»): латинское выражение, применяемое в психоанализе для обозначения «Я» как равновесия между «сверх-Я» (социальное сознание) и «Оно» (физические наклонности, индивидуальные желания). Если «сверх-Я» (или «супер-эго») и «Оно» являются абстракциями, эго соответствует реальной личности, определенной форме отношения субъекта с миром и другими людьми.
ЭГОИЗМ (от лат. ego — я): умственная установка человека, который все сводит к самому себе. В метафизическом плане эгоизм — это доктрина, которая рассматривает существование других людей как иллюзорное или, по меньшей мере, сомнительное; этот метафизический смысл сегодня забыт. В психологии эгоизм обозначает склонность (легитимную, в конечном счете) к самозащите, самоутверждению, саморазвитию. В этом смысле он лишь один из аспектов инстинкта самосохранения. Вплоть до сегодняшнего дня термин ни в коей мере не является уничижительным. Он им
становится лишь тогда, когда обозначает в узком смысле чрезмерное внимание к самому себе, доходящее до пренебрежения интересами другого человека. Тогда он приобретает характеристики аномалии, говорит о факторе необщительности, даже когда речь идет об «эгоизме двоих» (пара) или «эгоизме троих» (пара и ребенок). В плане морали эгоизм противостоит альтруизму; его называют также эгоцентризмом, индивидуализмом, и он противостоит любой форме социальности вообще.
ЭГОТИЗМ: термин, созданный Стендалем (и принятый современной философией) для обозначения анализа, который кто-либо производит над самим собой, «чтобы сделать свои чувства утонченными и получить от них больше наслаждения». В этом смысле эготизм имеет уже долгую традицию начиная с сократовского «Познай самого себя» и вплоть до «Опытов» Монтеня, если мы видим в нем то эстетическое удовольствие, которое окружает всякое психологическое самопознание. В сфере морали этот термин обозначает также поиск индивидуального самосовершенствования как главное правило поведения.
ЭГОЦЕНТРИЗМ: склонность считать себя центром универсума. Пиаже и Клапаред установили, что эгоцентризм — это нормальная стадия в эволюции характера ребенка от четырех до шести лет, посредствующее звено между полным эгоизмом, свойственным младенчеству, и более сильной социальной установкой подросшего ребенка. Следовательно, термин не несет в себе сугубо пренебрежительный смысл, кроме тех случаев, когда он применим к взрослому человеку, у которого эгоцентризм в принципе должен быть «пройденным этапом».
ЭДИПОВ (комплекс): комплекс наклонностей, заставляющих мальчика увлечься своей матерью и отталкивающих его от отца. Согласно концепции Фрейда, оппозиция отцу, с которым ребенок вынужден делить любовь к матери, появляется в возрасте около трех лет. Отсюда — чувство ревности и соперничества. У девочек Эдипову комплексу соответствует комплекс Электры, направленный на отца. Это нормальное
чувство, и патологическим оно становится лишь в том случае, если продолжается и тогда, когда ребенок взрослеет. Но, как правило, внутренний конфликт и напряжение разрешаются естественным образом — вытеснением сексуальных потребностей, имеющим место вплоть до подросткового возраста, и идентификацией с отцом. В качестве такового мальчик учится быть мужественным и меньше зависеть от матери. Эдипов комплекс характерен для детей из моногамных семей.
ЭЙДЕТИЧЕСКИЙ (от гр. eidos — форма, сущность): относящийся к сущности вещей, к их значению. Термин часто используется в феноменологии Гуссерля: эйдетическая редукция — метод рефлексии, состоящий в том, чтобы бесконечно менять содержание представления (например, представления об эмоции), чтобы вычленить сущность вещи (универсальный характер эмоций как минутную невозможность приспособиться к ситуации). Гуссерль часто приводит геометрический пример треугольника: если бесконечно менять формы треугольников, пропорции сторон, можно вычленить «сущность» треугольника вообще, независимую от всех тех особенностей, которые характерны для каждого отдельного случая; так происходит сведение к смыслу. В психологии различают эйдетический и генетический анализ: «генетика» эмоции вычленяет не ее смысл, а условия ее временного существования, физиологический и психологический процесс, вызвавший ее. Совсем в другом смысле говорят в психологии об «эйдетических образах», применяя этот термин к визуальным образам исключительной четкости (особенно у детей от 10 до 15 лет).
ЭЙКЕН (Рудольф): немецкий философ (Аурих, 1846 — Йена, 1926), инициатор идеалистической реакции на натуралистическую мысль. Написал «Историю и критику фундаментальных принципов нашей эпохи» (1878), «Частичную истину, содержащуюся в религии» (1901). Получил Нобелевскую премию в 1908 г.
ЭЙНШТЕЙН (Альберт): физик немецкого происхождения (Ульм, 1879 — Принстон, 1955). Автор теории относитель-
ности времени и пространства; оказал на философию нашего времени такое же сильное и продолжительное влияние, как, например, в свое время Коперник, который в XVI в. поведал людям, что они живут вовсе не в центре мира. Таким образом, можно ли говорить об «эйнштейновой революции»: принцип относительности феноменов, в сущности, идет в том же направлении, но еще дальше, чем принцип «относительности познания», робко выдвигавшийся философами и учеными XVIII и XIX вв., от Ньютона до Конта. Однако следует иметь в виду, что теория относительности не является ни философской теорией об универсуме, ни метафизикой науки; это научное объяснение мира. Обобщение относительности означает утверждение связей между всеми феноменами универсума (в частности, между гравитацией и электромагнетизмом), оно объединяет все данные науки.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ: философская доктрина, предмет которой — человеческое существование в его конкретной реальности и на уровне индивида, являющегося членом общества. Данный «угол зрения» диаметрально противоположен углу зрения картезианской философии и всех рационалистических систем вообще: это реакция философии человека на философию разума и идей. Вовсе не представляя собой «существо» изначально данное и обязанное своим существованием разуму, человек вначале представляет собой лишь небытие и сам факт существования «абсурден», т.е. оторван от всякого значения. Одним словом, человек существует до того, как быть (о чем гласит знаменитая формула Сартра: «Существование предшествует сущности»). Следовательно, человек сам должен придать смысл своей жизни и стать в своей жизни разумным существом; человек — лишь то, что он из себя сделал. Иными словами: быть — значит выбирать себя посредством свободного принятия обязательств (ангажирования). Кроме того, не может быть и речи о том, чтобы отказать этой свободе, ибо это «абсолютная свобода»: человек обречен на то, чтобы быть свободным. Отсюда — его метафизическая тоска, в которой он одновременно и ощущает небытие, из которого он вышел, и предчувствует неопределенность выбора, который заставит его достигнуть бытия. Исторически термин «экзистенциа-
лизм» был создан Хайдеггером в 1927 г. в работе «Бытие и время» и подхвачен Ясперсом в сочинении «Философия существования» (1938). Основными представителями этого течения во Франции являются Марсель, Мерло-Понти и в особенности Сартр. Обычно в философии экзистенциализма различают два направления: христианский экзистенциализм (Ясперс, Габриель Марсель) и атеистический экзистенциализм (Сартр, Камю). В действительности, это разграничение является довольно поверхностным и не охватывает собой все формы экзистенциализма. Более правомерно разграничивать экзистенциальную философию, нацеленную на понимание конкретной жизни человека в мире и истории, описание ее «фундаментальных позиций» (Ясперс, Мерло-Понти), и экзистенциальную философию, нацеленную на понимание человеческого бытия, онтологической реальности Dasein (бытия-здесь) (Хайдеггер и Сартр в работе «Бытие и Ничто»); первая представляет собой эмпирическое описание экзистенции, вторая -— метафизическое, ищущее ее фундаментальное значение. См. Абсурд, Тревога, Жизненная позиция, Сущность, Кьеркегор, Паскаль.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ: относящийся к чувству экзистенции. Экзистенциальная философия — это психологическое или моральное описание чувства экзистенции (Ясперс), такого, каким оно предстает в самых различных ситуациях (страдание, сражение, ошибка, и даже в экстремальных ситуациях —- таких, как смерть). Отличается от экзистенциальной философии, представляющей собой метафизический анализ существенных элементов, составляющих существование (Хайдеггер), — таких как свобода, незнание (блуждание), случайность нашего присутствия и т.д." Таким образом, экзистенциальная философия описывает конкретные ситуации; экзистенциальная философия анализирует универсальные черты всякого человеческого существования.
ЭКЛЕКТИЗМ (от гр. eklegein — выбирать): метод, предполагающий заимствование принципов в нескольких различных системах и создание на их основе единой системы. Это также название философской школы, осно-
ванной в XIX в. В. Кузеном и утверждавшей, что все философские системы сводятся к четырем фундаментальным формам (идеализм, сенсуализм, скептицизм, мистицизм) тогда как наилучшая система — эклектизм — пытается сохранить позитивный аспект каждой из этих форм. Тэн и Ренувъе упрекали В. Кузена в том, что это разделение на зерна и плевелы не имеет под собой никакого четкого критерия. Сегодня слово «эклектизм» приобрело пренебрежительный оттенок и связано с поверхностной и оппортунистической мыслью.
ЭКСПЕРИМЕНТ: научный метод, воссоздающий ситуацию наблюдения с целью проверки некоторого предположения, гипотезы. Если наблюдение — это лишь констатация феномена, при условии, что мы являемся его пассивным наблюдателем, «эксперимент сознательно реализует данные условия» (Бройль) и вызывает феномен в совершенно определенных условиях.
ЭКСТАЗ (гр. ekstasis — выход за пределы себя): движение, посредством которого наш дух, как нам кажется, выходит за пределы нас самих и прикасается к высшей и универсальной реальности (Бог, природа или история).
Неоплатонизм (в частности, Плотин) видит здесь акт, посредством которого душа уничтожается в Боге. Во всяком случае, различают позитивный экстаз (когда душа реализуется и расцветает в Боге или в природе...) и негативный экстаз (когда душа уничтожается в Боге). Теология различает естественный экстаз, дьяволический экстаз и экстаз божественный, узнаваемые соответственно по сопровождающей их усталости, хаосу или радости. Психология все три случая сводит к одному и ограничивает свою область знания анализом экстатического поведения: неподвижность взгляда, контрастирующая с общим состоянием крайнего возбуждения, «недоступность» субъекта для других живых существ и внешнего мира вообще. Современная философия, и в частности экзистенциализм, позаимствовала термин «экстаз», придав ему новый смысл: экстаз больше не предполагает выход из существования («уклончивый» экстаз), он совпадает с самим актом существования, экзистенции (от
ат. ex-sistere — выходить из себя), предполагающим проявление себя вовне и действие вообще, выход из своего бытия, но выход для того, в частности, чтобы сделать что-то новое («устроительный» экстаз, обозначающий собой фундаментальный характер человеческого существования).
ЭКСТРАВЕРТ: речь идет о характере человека, имеющего склонность к экстериоризации, к завязыванию контактов с другими людьми, к выражению своих эмоций.
Экстраверсия необходима для психологического равновесия. Но чрезмерная экстравертная направленность препятствует углублению в себя, рефлексии и даже развитию интеллекта (противоп. — интроверт). См. Характер.
ЭКХАРТ (Иоганн Мейстер): немецкий философ-мистик (Хоххейм, близ Готы, ок. 1260 — Авиньон или Колонь, ок. 1327). Его система — - образец довольно туманного пантеизма, который он хочет примирить с верой в единого Бога. Его строгая мысль раскрывает перед нами своеобразный мистицизм и старается придать ему рациональное обрамление. Этот спекулятивный мистицизм, вообще характерный для немецкой мысли, оказал большое влияние на философию XIX в. (Фихте, Шеллинг, Гегель), где рациональная диалектика попытается раскрыть и выразить романтическое вдохновение.
ЭЛЕЙСКАЯ (школа): греческая философская школа, основанная Ксенофаном Колофонским, самые знаменитые представители которой — Парменид (начало V в. до Р.Х.) и Зенон (V в. до Р.Х.). Они провозглашают принципиальное отличие между физическим миром, познаваемым с помощью чувств, множественным и изменчивым, и интеллигибельным миром, единственно реальным, познаваемым с помощью разума объектом науки, абсолютным, универсальным, вечным. Элеаты, утверждавшие неподвижность бытия, противостоят Гераклиту и его ученикам, которые, наоборот, подчеркивают вечное становление всех вещей. Элейская школа повлияла на платоновскую метафизику. См. «Ахилл и черепаха», Зенон.