Собственно, молитва, во время которой не читается сура «аль-Фатиха», является недействительной, так как ее следует читать во время каждого рак’ата, как в обязательной, так и в добровольной молитве, как уже говорилось в главе «Предписания молитвы»,за исключением того, что маъмум (молящийся стоя за имамом) освобождается от чтения и должен внимать чтению в той молитве, в которой (Коран) читается вслух, согласно словам Всевышнего Аллаха:
﴿ وإذا قرئ القرآن فاستمعوا له وأنصتوا لعلكم ترحمون ﴾
«Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, быть может, вас помилуют». Сура «аль-А’раф», 204.
А посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ إذا كبر الامام فكبروا وإذا قرأ فأنصتوا ﴾ صححه مسلم
«Когда имам произносит такбир, вы (также) произносите такбир, а когда он читает – слушайте и храните молчание». Достоверность этого хадиса подтвердил Муслим 404.
|
|
Такого же содержания есть и другой хадис:
﴿ من كان له إمام فقراءة الامام له قراءة ﴾
«Чтение имама, является чтением для того, кто молится за ним».
То есть, чтение имама во время молитв, где Коран читается вслух, является чтением маъмума, а что касается молитв, которые читаются тихо, то на них маъмум тоже должен читать. Он также должен читать и в молитвах, где Коран читается вслух, если он не в состоянии слышать чтение имама.
Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: «Предпочтительным для нас является то, что чтение во время молитв, где Коран читается тихо, является обязательным, а что касается тех молитв, где Коран читается вслух, то на них не стоит читать по трем причинам:
1. Так поступали жители Медины,
2. Так как это норма Корана, поскольку Всевышний Аллах сказал:
﴿ وإذا قرئ القرآن فاستمعوا له وأنصتوا ﴾
«Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание [73]», и что поддержано Сунной двумя хадисами.
Один из них со слов ‘Имрана ибн Хусайна (в котором говорится):
﴿ قد علمت أن بعضكم خالجنيها ﴾
«Я так и понял, что кто-то из вас отвлекается (от моего чтения)».
И второй, в котором он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ وإذا قرأ فأنصتوا ﴾
|
|
«А когда он читает - слушайте».
3. Вероятность того, что чтение вместе с имамом непозволительно. Так когда же следует читать? Если скажут, что следует читать, когда имам молчит, то мы скажем: имаму не надлежит молчать. А как можно приобщить к обязательному то, что им не является? Особенно, когда имеется такая возможность для чтения в тех молитвах, где Коран читается вслух, посредством сердца, обдумывая и размышляя над аятами. Это - порядок Корана, хадиса, оберегания поклонения, следование Сунне и это является действием, основанным на вероятности». Конец цитаты (Абу Бакра ибн аль -‘Араби).
Это - выбор аз-Зухри и Ибн аль-Мубарака, и это мнение Малика, Ахмада и Исхакъа. Ибн Таймиййа поддержал и подкрепил (это мнение).