Как сказано выше, N > Nп вследствие потерь энергии. Вспомним, что
Nп = ρgQN.
♦ При движении жидкости (газа) в проточной части имеют место потери напора h. Поэтому для создания напора Н в выходном трубопроводе рабочее колесо должно развивать напор (Н+h).
♦ При движении жидкости (газа) через рабочее колесо имеют место перетоки жидкости из области нагнетания в область всасывания через уплотнения (из области высокого давления в область низкого давления).
Таким образом, для подачи потребителю расхода Q на рабочем колесе должен циркулировать расход (Q + ΔQ).
Поэтому мощность, развиваемая лопастями машины, называемая внутренней мощностью, равна
Внутренний КПД
♦ – объемный КПД.
Зависит от значений радиального зазора δr (δr↓ → ηo↑). У современных машин ηо = 0,96…0,98.
♦ – гидравлический КПД.
Зависит от формы проточной части, чистоты обработки поверхности, свойств жидкости. У современных машин ηг = 0,8…0,96.
ηо↑ на стадии эксплуатации насоса; ηг↑ на стадии изготовления.
♦ Существуют потери энергии вследствие механического трения в подшипниках и уплотнениях вала и гидравлического трения поверхностей колес. Эти потери учитываются механическим КПД
где N – полная мощность.
ηм зависит от механических свойств, конструкции и эксплуатационного состояния машины (т.е. подшипники надо смазывать). ηм = 0,92…0,95.
Таким образом, полный КПД:
(η = 0,75…0,92)