Выборы и избирательная система Республики Беларусь

Выборы депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности народом, регулируются Конституцией и Избирательным кодексом Республики Беларусь.

Согласно законодательству государства, выборы являются всеобщими: право избирать имеют граждане, достигшие 18 лет. В выборах не участвуют граждане, признанные судом неде­еспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия граж­дане, в отношении которых избрана мера пресечения — содер­жание под стражей. Избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. Законодательство некоторых государств (Австрии, Бельгии, Италии и др.) предусматривает обязательность участия в голосовании и санкции за нарушение этого требования.

Конституция Республики Беларусь гарантирует избирателям и кандидатам на государственные должности свободу мнений, убеждений и их беспрепятственное выражение, свобо­ду информации. Подготовка и проведение выборов должны проводиться открыто и гласно. Избирательные комиссии обязаны информировать граждан о своей работе, принимаемых решениях. Граждане вправе присутствовать на заседаниях избирательных комиссий. В день голосования на избирательных участках могут находиться депутаты парламента, представители политических партий, трудовых коллективов, доверенные лица кандидатов, наблюдатели из других стран.

Избиратели имеют равное количество голосов; кандидаты избираемые на государственные должности, участвуют в выбо­рах на равных основаниях. В соответствии с этим принципом создаются равные по численности избирателей округа (отклонение от средних пока­зателей не может превышать 10 %). Каждый избиратель имеет один голос, включается только в один список для голосования, голосует лично. Бюллетень для голосования выдается избира­телю после предъявления паспорта или заменяющего его удо­стоверения личности.

Депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь избираются гражданами непосредствен­но. Путем прямых выборов также избирается Глава государства. Совет Республики Национального собрания формируется путем косвенных выборов и назначения.

Контроль волеизъявления избирателей в ходе голосования запрещается, но это не исключает права избирателя высказать­ся о том, как он проголосовал. Бюллетень для голосования выдается лично избирателю, заполняется в кабине или комнате для тайного голосования, запрещается присутствие в ней посторонних лиц.

Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит общественным объединениям, трудовым коллективам и граж­данам в соответствии с законом. Избирательный кодекс предоставляет право выдвижения кандидатов политическим партиям, трудовым коллективам и гражданам путем сбора подписей избирателей. Кандидатов в депутаты Палаты представителей от политичес­ких партий выдвигают республиканские органы, имеющие органи­зационные структуры в соответствующем избирательном округе. Партийных кандидатов в депутаты областных (Минского го­родского), районных, городских (городов областного подчинения) Советов депутатов выдвигают руководящие органы партийных структур (областного, районного, городского уровня). Партия вправе выдвинуть по каждому избирательному округу по выборам в Палату представителей и соответствующий местный Совет депутатов только одного кандидата-партийца. Выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей от трудовых коллективов происходит на собраниях (кон­ференциях) избирателей в трудовых коллективах. Трудовой коллектив может выдвинуть одного кандидата в депутаты Палаты представителей и по одному кандидату в депутаты местных Советов депутатов (каждого уровня). Выдвижение кандидата в депутаты Палаты представителей путем сбора подписей избирателей осуществляется инициатив­ной группой (группой избирателей) в количестве не менее 10 че­ловек, а кандидатов в депутаты местных Советов депутатов — инициативной группой в количестве от 3 до 10 человек. Пред­ложенную группой кандидатуру в Палату представителей по избирательному округу должны поддержать не менее 1000 изби­рателей, проживающих на территории этого округа. Кандидата в областной и Минский городской Совет депутатов должны поддержать не менее 150 избирателей, в местные Советы депу­татов — меньшее число избирателей. Сбор подписей избирате­лей производится в установленном законом порядке. Расходы на подготовку и проведение выборов несет госу­дарство, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, граждане в соответствии с законом.

Проведение выборов депутатов Палаты представителей обеспечивают избирательные комиссии: центральная, окруж­ные, участковые. Подготовку и проведение выборов депутатов местных Советов депутатов организуют: территориальные из­бирательные комиссии (областные, районные, городские, по­селковые, сельские); окружные комиссии по выборам депута­тов областных Советов; участковые комиссии.

Голосование об отзыве депутата производится в порядке, предусмотренном для избрания депутата, по инициативе не менее 20 % граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории. Отзыв означает досрочное лишение депутата его мандата избирателями.

Институтом непосредственной (прямой) демократии в Республике Беларусь являются референдумы. Референдум — голосование граждан, обладающих избирательным правом, по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.

Условия проведения референдума и его процедура также регулируются законами государства. Могут проводиться обще. национальные и местные референдумы.

В Беларуси проведено в 1990-2000е гг. четыре референдума:

• 17 марта 1991 г. по вопросу о сохранении СССР;

• 14 мая 1995 г. по вопросам, предложенным Президентом: о статусе русского языка, об установлении новых Государствен­ного флага и Государственного герба Республики Беларусь; о досрочном прекращении Президентом полномочий Верхов­ного Совета; об экономической интеграции с Россией;

• 24 ноября 1996 г. по двум (Президента и группы депута­тов Верховного Совета) альтернативным проектам новой редакции Конституции страны.

• 17 ноября 2005 г. по изменению статьи Конституции, связанной с возможностью избираться на пост Президента неограниченное число раз.

Избирательная система страны апробирована в политичес­ком процессе. Накопленный опыт, как свидетельствует обще­ственное мнение, выявил ее слабые стороны и недостатки, что требует демократизации выборов, совершенствования законо­дательства. Суть заключается в следующем:

• система нуждается в «гармонизации» с международными стандартами выборов;

• нарушается принцип равных возможностей кандидатов;

• искусственно усложнен процесс выдвижения кандидатов от политических партий и других общественных объединений;

• более «прозрачной» (открытой) для общественности дол­жна быть процедура голосования и подсчета голосов, по­скольку нынешний порядок не исключает возможности злоупотреблений;

• требуют расширения и конкретизации права наблюдате­лей за избирательным процессом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: