Взгляды Этики на добро и зло

Как же смотрит на добро и зло современная светская этика?

По определению светской этики добро и зло — категории, характеризующие положительные и отрицательные нравственные ценности. Проще говоря, добро – это положительные нравственные ценности, а зло – отрицательные нравственные ценности. (Например, грабеж или насилие – отрицательные нравственные ценности, – не правда ли, звучит странно?) Казалось бы, что в этом плохого? Мы с вами говорили, что зло не имеет существенного содержания, а при подобном подходе оно наполняется таким содержанием, только с обратным знаком, и по статусу как бы уравнивается с добром.

Как смотрит светская Этика на взаимосвязь добра и зла? Добро и зло представляют собой как бы две стороны одной медали. Они взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. Нельзя в полной мере отрешиться от зла, говорит она, не рискуя в то же время потерять добро. «Существование зла представляется своего рода условием или непременным сопутствующим обстоятельством существования добра» (учебник Этики Гусейнова А.А.). В этом светская Этика сходится с дуализмом.

Заметим, что христианское учение такой взгляд не разделяет, считая что добро – это воля Божия и исполнение ее. В христианском учении связка «добро и зло» появляется вместе со свободными и разумными существами – носителями нравственности, которые могут противиться воле Божией. До сотворения человека на земле было «все добро и добро зело», потому что никто не противился воле Божией. Так же возможно и такое бытие (и оно было до первого греха), когда добро находится в актуализированном, а зло в потенциальном состоянии, только как возможность.

Далее, светская Этика считает, что понятия добра и зла относительны и могут изменяться вместе с представлениями о нравственном совершенстве.

Цитируем учебник: «В ходе исторического развития идея добра расшифровывается, истолковывается в контексте реальных общественных отношений, развивается, углубляется. При этом нередко то, что считалось злом, по истечении какого-то времени может оцениваться как добро, и наоборот». «Существуют и такие явления нравственной жизни, по поводу которых в общественном сознании существуют противоположные мнения, оценки. Противоположность добра и зла кажется очевидной, тем не менее, этика не располагает средствами строгого разграничения добра и зла» (учебник Этики Гусейнова А.А.). В учении об относительности добра и зла Этика сходится с буддизмом. При таком положении вещей, конечной победы добра над злом Этика не допускает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: