Царство над миром он принял и с ним его род

В других одах прославляются У-ван и его деяния по расши­рению, укреплению и утверждению чжоуского государства как сильной и могущественной державы Древнего Китая.

Таким образом, можно считать, что чжоуское царство даже к началу своего образования в государственной форме имело вполне определенную организацию с верховным правителем во главе («Небо мы оставим в стороне»), аппаратом управляющих, говоря современным языком, - менеджеров, владельцев (глав се­мей) различных территориальных образований, т. е. земельных наделов, выделяемых князем, главным храмом по отправлению религиозных культов, другими атрибутами государственности и, конечно, общим для всего народа подчинением, повиновением и поклонением царю.

Просуществовав около четырех веков, Западное Чжоу было захвачено кочевниками. Его последний правитель Ю-вап (781-771 гг. до н. э.) погиб в схватке с ними, после чего страна рас­палась на отдельные княжества. Однако аристократия возвела на престол наследника императора Пин-вана (770-719 гг. до н. э.). Став правителем, Пин-ван переносит столицу в г. Лои (Чэнчжоу), в восточную часть страны. Так было основано новое государство Вос­точное Чжоу. Сам император ограничился властью лишь в собст­венных владениях. В отличие от Западного Чжоу система управле­ния в Восточном Чжоу была несколько иная. «Страна распалась на' множество самостоятельных и полусамостоятельных государств. В VII-VI вв. до н. э. на территории Восточного Чжоу существовало около 150 отдельных княжеств. В этот период господствующее по­ложение заняли пять наиболее крупных царств, которые в китай­ской истории получили название “пяти гегемонов” (или деспотов,

Глава 5. Управление в Древней Индии и Древнем Китае

__________________

"V ом"). Гегемонами были Цинь, Цзинь, Ци, Чу и Юэ»16. Из этих миги царств наиболее ярко в управлении в VII в. до н. э. проявили • • | hi 11,11 и Чу. Собственно каждое царство в какой-то период выдви-

I иш ь в качестве передового гегемона, лидируя среди остальных. MiIшале первенствовало царство Чу, затем приоритет приобрело и 1|»< тво Ци. Когда пришел к власти правитель Хуань-гун Сяобай

II iM! > 643 гг. до н. э.), государство достигло высокого уровня расцве- |ц Но это был результат проводимых в стране преобразований, и нргжде всего в области управления государством. Эти реформы шик аны в уже упомянутой работе под редакцией В.И. Кузищина. Многие книги по древней истории также дают достаточно подроб- ||<и' онисание этих преобразований.

Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что Ху- гун критически оценивал особенности и характер управле­ния своего предшественника, разгульный образ жизни которого привел княжество к бедственной ситуации. И его естественным желанием было вывести княжество из тяжелого экономического положения.

Хуань-гун обратился к совершенномудрым, т. е. к советни­кам по вопросам организации управления государством. Среди последних особенно выделяется Гуань Чжун. Этот человек, Философ и мыслитель, не только обладал большими знаниями в |'(>ласти управления, но и предвидел результат в случае их прак- I и ческой реализации. К чести Хуань-гуна как правителя, он вос­пользовался рекомендациями Гуань Чжуна и добился возвыше­нна и гегемонии своего царства.

В целом рекомендации Гуан Чжуна можно назвать рефор­мой по совершенствованию управления верховного правителя царства Ци. Призванные вывести царство Ци из отсталых госу- tupcTB, они включали целый ряд мероприятий, охватывающих 11.1 пличные стороны жизни и деятельности населения Ци. При ном Хуань-гун сформулировал генеральную цель - возвысить царство Ци до уровня гегемона Поднебесной.

В достижении поставленной цели решались вопросы адми­нистративно-территориального деления, расселения и занятости населения, его подчиненности по иерархии, образования воени- шрованных формирований, взаимоотношений с соседними госу- ларствами, улучшения системы налогообложения, социального обеспечения малоимущих и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: