В других одах прославляются У-ван и его деяния по расширению, укреплению и утверждению чжоуского государства как сильной и могущественной державы Древнего Китая.
Таким образом, можно считать, что чжоуское царство даже к началу своего образования в государственной форме имело вполне определенную организацию с верховным правителем во главе («Небо мы оставим в стороне»), аппаратом управляющих, говоря современным языком, - менеджеров, владельцев (глав семей) различных территориальных образований, т. е. земельных наделов, выделяемых князем, главным храмом по отправлению религиозных культов, другими атрибутами государственности и, конечно, общим для всего народа подчинением, повиновением и поклонением царю.
Просуществовав около четырех веков, Западное Чжоу было захвачено кочевниками. Его последний правитель Ю-вап (781-771 гг. до н. э.) погиб в схватке с ними, после чего страна распалась на отдельные княжества. Однако аристократия возвела на престол наследника императора Пин-вана (770-719 гг. до н. э.). Став правителем, Пин-ван переносит столицу в г. Лои (Чэнчжоу), в восточную часть страны. Так было основано новое государство Восточное Чжоу. Сам император ограничился властью лишь в собственных владениях. В отличие от Западного Чжоу система управления в Восточном Чжоу была несколько иная. «Страна распалась на' множество самостоятельных и полусамостоятельных государств. В VII-VI вв. до н. э. на территории Восточного Чжоу существовало около 150 отдельных княжеств. В этот период господствующее положение заняли пять наиболее крупных царств, которые в китайской истории получили название “пяти гегемонов” (или деспотов,
|
|
Глава 5. Управление в Древней Индии и Древнем Китае
__________________
"V ом"). Гегемонами были Цинь, Цзинь, Ци, Чу и Юэ»16. Из этих миги царств наиболее ярко в управлении в VII в. до н. э. проявили • • | hi 11,11 и Чу. Собственно каждое царство в какой-то период выдви-
I иш ь в качестве передового гегемона, лидируя среди остальных. MiIшале первенствовало царство Чу, затем приоритет приобрело и 1|»< тво Ци. Когда пришел к власти правитель Хуань-гун Сяобай
II iM! > 643 гг. до н. э.), государство достигло высокого уровня расцве- |ц Но это был результат проводимых в стране преобразований, и нргжде всего в области управления государством. Эти реформы шик аны в уже упомянутой работе под редакцией В.И. Кузищина. Многие книги по древней истории также дают достаточно подроб- ||<и' онисание этих преобразований.
Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что Ху- гун критически оценивал особенности и характер управления своего предшественника, разгульный образ жизни которого привел княжество к бедственной ситуации. И его естественным желанием было вывести княжество из тяжелого экономического положения.
|
|
Хуань-гун обратился к совершенномудрым, т. е. к советникам по вопросам организации управления государством. Среди последних особенно выделяется Гуань Чжун. Этот человек, Философ и мыслитель, не только обладал большими знаниями в |'(>ласти управления, но и предвидел результат в случае их прак- I и ческой реализации. К чести Хуань-гуна как правителя, он воспользовался рекомендациями Гуань Чжуна и добился возвышенна и гегемонии своего царства.
В целом рекомендации Гуан Чжуна можно назвать реформой по совершенствованию управления верховного правителя царства Ци. Призванные вывести царство Ци из отсталых госу- tupcTB, они включали целый ряд мероприятий, охватывающих 11.1 пличные стороны жизни и деятельности населения Ци. При ном Хуань-гун сформулировал генеральную цель - возвысить царство Ци до уровня гегемона Поднебесной.
В достижении поставленной цели решались вопросы административно-территориального деления, расселения и занятости населения, его подчиненности по иерархии, образования воени- шрованных формирований, взаимоотношений с соседними госу- ларствами, улучшения системы налогообложения, социального обеспечения малоимущих и др.