Основная цель логистической системы распределения - доставить товар в нужное место и в нужное время.
Канал распределения — это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другим организациям и лицам право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю.
Использование каналов распределения приносит производителям определенные выгоды:
• сокращение объема работ по распределению продукции;
• экономия финансовых средств на распределение продукции;
• продажа продукции более эффективными способами;
• обеспечение широкой доступности товара и доведение его до целевых рынков.
Канал распределения — это путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю. Выбранные каналы непосредственно влияют на скорость, время, эффективность движения и сохранность продукции при доставке.
Организации и лица, составляющие канал, выполняют ряд функций:
1. проводят исследовательскую работу по сбору информации, необходимой для планирования распределения продукции и услуг;
|
|
2. стимулируют сбыт путем создания и распространения информации о товарах;
3. устанавливают контакты с потенциальными покупателями;
4. приспосабливают товар к требованиям покупателя;
5. финансируют движение товаров по каналу распределения;
6. принимают на себя риски, связанные с функционированием канала.
Канал распределения товаров можно охарактеризовать по числу составляющих уровней. Уровень канала — это посредник, который выполняет работу по приближению товара и права собственности на него к конечному потребителю.
Протяженность канала определяется по числу промежуточных уровней между производителем и потребителем.
Под структурой канала понимается количество уровней и конкретный состав участников канала. При определении состава участников необходимо определиться с типом посредников.
При формировании логистического канала необходимо определиться, с какими типами посредников будет происходить работа. Основные типы посредников:
• дилеры:
эксклюзивные — единственные представители производителя в данном регионе;
авторизованные — работают с производителем на условиях франшизы;
дистрибьюторы;
комиссионеры;
брокеры;
агенты:
универсальные — имеют право совершать любые юридические действия от имени лица, которое они представляют;
генеральные - имеют право заключать только сделки, указанные в доверенности.
Данные типы посредников различаются по нескольким признакам:
работают они от своего или от чужого имени;
|
|
за свой или за чужой счет проводятся операции;
имеют ли они право собственности;
распоряжаются ли продукцией.
В табл. 2 приведены значения этих признаков для каждого типа посредников.
Таблица 2
Тип посредника | От чьего имени работает | За чей счет работает | Право собственности | Распоряжается продукцией |
Дилер | От своего имени | За свой счет | Имеет право | Имеет право |
Дистрибьютор | От имени производителя | За свой счет | Не имеет права | Имеет право |
Тип посредника | От чьего имени работает | За чей счет работает | Право собственности | Распоряжается продуши ей |
Комиссионер | От своего имени | За счет производителя | Не имеет права | Имеет право |
Агент | От имени производителя | За счет производителя | Не имеет права | Имеет право |
Брокер | От имени производителя | За счет производителя | Не имеет права | Не имеет права |